Актуальность темы состоит в развитии сельскохозяйственных территорий на основе внедрения новейших цифровых технологий, позволяющих решать перечень основополагающих задач. Прогнозируется, что внедрение новых технологий будет способствовать вытеснению трудовых ресурсов и повышению урожайности. Цифровизация по своей сути направлена на преодоление территориальных и отраслевых диспропорций [1]. Однако внедрение и успешное функционирование цифровых роботизированных технологий в агропромышленный комплекс невозможны при существующей инфраструктуре.
Россия отстает от ведущих стран мира и по разработке, и по внедрению новейших технологий в реальный сектор экономики. Во многих регионах устаревшая материальнотехническая база, уровень механизации и автоматизации существующих технологий недостаточны для полного охвата всех агротехнических операций.
Целью исследования является выявление ключевых факторов, формирующих структуру трудовых ресурсов при цифровизации и роботизации агропромышленного комплекса.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Выявить мировые тренды внедрения цифровизации в реальный сектор экономики.
2. Проанализировать изменение структуры трудового ресурса в процессе внедрения новых технологий.
3. Выявить перспективные направления в АПК КБР по внедрению и апробации цифровых технологий с целью перехода на новый высокотехнологичный уровень ведения сельскохозяйственной деятельности.
Методикой исследования являются анализ, синтез, прогноз развития экономических и социальных процессов в цифровизации и роботизации сельского хозяйства.
Развитие территорий на основе внедрения новейших цифровых технологий позволит решать основные экономические и социальные задачи. При этом на данном этапе разработку и внедрение цифровых технологий необходимо производить с учетом существующей инфраструктуры экономики. Прогнозируется, что внедрение новых технологий будет способствовать вытеснению трудовых ресурсов. Однако этого бояться не стоит, так как в результате внедрения новых технологий появляются новые профессии, что требует, в свою очередь, профессиональной мобильности работающей части населения. Внедрение Индустрии 4.0 (это процесс, характеризующийся полным проникновением интернета и IT-технологий во все сферы человеческой жизни и промышленности — от быта до производства. — Прим. авт.) уже начинает менять мир, и наступление новой промышленной революции неотвратимо. Она несет с собой значительные риски, поскольку глобальные изменения всегда ослабляют стабильность общества. Но если вовремя реагировать на острые социальные вызовы, вводить новшества постепенно, интегрируя их с существующими решениями, то многих проблем можно избежать. Ранее процесс между исчезновением и появлением новых профессий занял бы не менее десяти лет. Сегодня же темпы развития другие — необходимо предпринимать меры по воспитанию гибкого поколения, способного быстро переориентироваться на новые профессии, готового обучаться новому и понимать, что это придется делать все время. Вузы должны способствовать такому процессу и своевременно вносить корректировки в компетенции и повышать уровень и качество образования — важный фактор стимулирования экономики. В соответствии с прогнозами экономистов Всемирного банка к 2050 г. общая численность квалифицированных работников, которые получали образование в течение девяти лет или более, вырастет на 33 % по сравнению с 2011 г.1.