Согласно статистике за последние годы в Российской Федерации отмечается тенденция к сокращению аварийности и числа пострадавших вследствие дорожно-транспортных происшествий (ДТП). По сравнению с данными на начало 2017 г. количество ДТП сократилось на 4,9 %, доля погибших и раненных уменьшилась на 7,3 и на 4,5 % соответственно [13]. Несмотря на это соотношение, число погибших и пострадавших по-прежнему остается высоким (8/100). Следует отметить, что наиболее проблемными и требующим дополнительного статистического учета, анализа и профилактики являются ДТП [2] в результате алкогольного опьянения водителя и вследствие нарушения правил дорожного движения (ПДД) водителями — гражданами стран СНГ, водителями автобусов и грузового транспорта; с участием детей; по вине водителей старше 60 лет; с участием транспортных средств (ТС), находящихся в собственности юридических лиц, а также наезды на пешеходов в условиях хорошей видимости, в том числе наезды, совершенные на пешеходных переходах.
С учетом действующих в Российской Федерации нормативно-правовых актов и вступивших в силу новых требований к водителям (приказ Минтранса России от 28.09.2015 № 287 в последней редакции), включающих как медицинские, так и психологические критерии оценки, необходимо заметить, что уровень смертности на российских дорогах снизился незначительно [13].
В Российской Федерации отсутствует законодательная база, регулирующая профотбор водителей (за исключением водителей спецтранспорта), и допуск к управлению ТС сводится к проверке минимального уровня знания ПДД и состояния здоровья [5]. По-прежнему остается актуальным уточнение критериев выявления противопоказаний к управлению ТС на основе реальной оценки психического состояния субъекта [3], а не по факту диспансерного наблюдения индивида.
Специфика российского подхода к разработке мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения (далее — ДД) заключается в воздействии на сознательное отношение водителей к управлению ТС и участию в дорожно-транспортной ситуации.