По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616. 61.656.1

Клинико-социальные и индивидуально-психологические факторы опасного поведения за рулем

Шпорт C.В. кандидат медицинских наук, ученый секретарь, ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России
Белякова М.Ю. младший научный сотрудник лаборатории психологических проблем судебно-психиатрической профилактики, ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России

В статье систематизированы эмпирические данные о клинико-социальных и индивидуально-психологических факторах риска опасного вождения, а также обосновывается необходимость учета этих факторов при вынесении решения о допуске к управлению транспортным средством.

Литература:

1. Белов В.П., Докучаева Д.П., Разумовская С.П., Демонова Д.П., Воробьев Ю.М. Судебно-психиатрическая экспертиза при транспортных правонарушениях // Актуальные вопросы социальной и судебной психиатрии. — М., 1980. — С. 96–104.

2. Булыгина В.Г., Васильченко А.С., Калинкин Д.С., Шпорт С.В. Клинико-психологические факторы высокорискового поведения и обеспечение безопасности дорожного движения // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. — 2017. — № 4. — С. 83–100.

3. Булыгина В.Г., Дубинский А.А., Шпорт С.В., Калинкин Д.С. Психология высокорискового вождения (обзор зарубежных исследований). [Электронный ресурс] // Психология и право. — URL: Psyandlaw.ru. — 2016. — Т. 6. — № 2. — С. 72–92.

4. Бурцев А.А., Егоров В.Ф. Медицинский аспект профилактики управления транспортным средством в состоянии опьянения // Вопросы наркологии. — 2016. — № 5. — С. 87–95.

5. Лобанова Ю.И. Психология безопасного автовождения: моногр.; СПбГАСУ. — СПб., 2016. — 326 с.

6. Лобанова Ю.И. Стиль вождения: определяющие факторы, характеристики, направления оптимизации // Российский гуманитарный журнал. — 2015. — Т. 4. — № 1. — С. 76–84.

7. Петров В.Е. Диагностика типология стилей управления транспортным средством // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД РФ. — 2017. № 1 (41). — С. 77–82.

8. Петров В.Е. Психологический анализ проблемы опасного стиля управления транспортным средством // Современные научные исследования и инновации. — 2016. — № 8. — [Электронный ресурс]. — URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70377.

9. Петров В.Е., Сметанина Н.В. Исследование психологических факторов агрессивного управления транспортным средством // Научные исследования и образование. — 2016. — № 4 (24). — С. 164–172.

10. Психические расстройства у водителей — участников дорожно-транспортных происшествий / Отв. сост. С.В. Шпорт.; под ред. проф. З.И. Кекелидзе. — М.: ФГУ ГНЦССП. — Хабаровск: ГУЗ КПБ, 2010. — 227 с.

11. Пешнова Т.А. Нозографическая структура и клинические особенности нервно-психических расстройств, выявленных у водителей транспортных средств // Клинические и организационные вопросы общей и судебной психиатрии. — М., 1986. — С. 119–123.

12. Шпорт С.В., Булыгина В.Г., Васильченко А.С., Калинкин Д.С. Медико-психологическая профилактика дорожно-транспортных происшествий. — М., 2018. — 238 с.

13. Шпорт С.В., Васильченко А.С., Шалимов Д.Р. Психологические маркеры опасного поведения на дорогах // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2017. — Т. 6. — № 4А. — С. 118–133.

14. Blanchard Е.В., Hickling E.J. et al Psychiatric morbidity associated with motor vehicle accidents // J. Nerv. Ment. Dis. — 1995. — Vol. 183. — P. 495–504.

15. Brookhius K.A., de Waard D. The use of psychophysiology to assess driver status // Ergonomics. — 1993. — Vol. 36. — № 9. — P. 1099–110.

16. Chen H., Chen Q., Chen L., Zhang G. Analysis of risk factors aff ecting driver injury and crash injury with drivers under the infl uence of alcohol (DUI) and non-DUI // Traffi c injury Prevention. — 2016. — Vol. 17. — P. 796–802.

17. Endriulaitienė A., Šeibokaitė L., Žardeckaitė-Matulaitienė K. Attitudes towards risky driving and Dark Triad personality traits in a group of learner drivers // Transportation Research Part F: Traffi c Psychology and Behaviour. — 2018. — Vol. 56. — P. 362–370.

18. Frei A., Gerhard U., Rummele W. Katamnesen von psychiatrisch beuteilten Motorfahrzengfuhrern // Schweiz. Arch. Neurol. — I990. — Vol. 141. — № 2. — P. 123–128.

19. Gershon P., Ehsani J.P., Zhu C., Sita K.R., Klauer S., Dingus T. & Simons-Morton B. (Accepted / In press). Crash Risk and Risky Driving Behavior Among Adolescents During Learner and Independent Driving Periods // Journal of Adolescent Health. — 2018. — Vol. 63. — P. 568–574.

20. Linkov V., Zaoral A., Řezáč P. & Pai C.W. Personality and professional drivers’ driving behavior // Transportation Research Part F: Traffi c Psychology and Behaviour. — 2019. — Vol. 60. — P. 105–110.

21. Măirean С., Havârneanu C-E. The relationship between drivers’ illusion of superiority, aggressive driving, and self-reported risky driving behaviors // Transportation Research Part F: Traffi c Psychology and Behaviour. — 2018. — Vol. 55. — P. 167–174.

Согласно статистике за последние годы в Российской Федерации отмечается тенденция к сокращению аварийности и числа пострадавших вследствие дорожно-транспортных происшествий (ДТП). По сравнению с данными на начало 2017 г. количество ДТП сократилось на 4,9 %, доля погибших и раненных уменьшилась на 7,3 и на 4,5 % соответственно [13]. Несмотря на это соотношение, число погибших и пострадавших по-прежнему остается высоким (8/100). Следует отметить, что наиболее проблемными и требующим дополнительного статистического учета, анализа и профилактики являются ДТП [2] в результате алкогольного опьянения водителя и вследствие нарушения правил дорожного движения (ПДД) водителями — гражданами стран СНГ, водителями автобусов и грузового транспорта; с участием детей; по вине водителей старше 60 лет; с участием транспортных средств (ТС), находящихся в собственности юридических лиц, а также наезды на пешеходов в условиях хорошей видимости, в том числе наезды, совершенные на пешеходных переходах.

С учетом действующих в Российской Федерации нормативно-правовых актов и вступивших в силу новых требований к водителям (приказ Минтранса России от 28.09.2015 № 287 в последней редакции), включающих как медицинские, так и психологические критерии оценки, необходимо заметить, что уровень смертности на российских дорогах снизился незначительно [13].

В Российской Федерации отсутствует законодательная база, регулирующая профотбор водителей (за исключением водителей спецтранспорта), и допуск к управлению ТС сводится к проверке минимального уровня знания ПДД и состояния здоровья [5]. По-прежнему остается актуальным уточнение критериев выявления противопоказаний к управлению ТС на основе реальной оценки психического состояния субъекта [3], а не по факту диспансерного наблюдения индивида.

Специфика российского подхода к разработке мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения (далее — ДД) заключается в воздействии на сознательное отношение водителей к управлению ТС и участию в дорожно-транспортной ситуации.

Для Цитирования:
Шпорт C.В., Белякова М.Ю., Клинико-социальные и индивидуально-психологические факторы опасного поведения за рулем. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2019;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: