Психиатрия относится к той отрасли клинической медицины, где, несмотря на огромный арсенал новых методов исследования, ведущим в диагностическом процессе остается клинико-психопатологический метод, основой которого является качественная описательная характеристика психопатологической симптоматики [1, 5, 6, 8, 10, 15]. Изучение «редких», сравнительно малоизученных психопатологических феноменов, к которым относится феномен воплощенного присутствия (ФВП), в этом контексте представляется актуальным, имеющим потенциал совершенствования ранней диагностики психических расстройств [4, 6].
Феномен воплощенного присутствия характеризуется ошибочным ощущением присутствия постороннего существа в непосредственной близости от больного, при ясном сознании. При этом присутствие не воспринимается ни с помощью слуха, ни с помощью зрения [21, 22]. По результатам работ В. В. Калинина (2002) [4] известно, что в структуре ФВП могут присутствовать элементарные зрительные и гаптические галлюцинации; основной характеристикой всех трех компонентов ФВП является рудиментарность и незавершенность переживаний. Высказывалось мнение [4], что ФВП имеет тропность к шизофрении и чаще развивается перед развернутыми галлюцинаторно-параноидными психозами; однако надежной доказательной базы это утверждение не имеет.
В целом анализ литературы убеждает, что понимание феномена воплощенного присутствия далеко от полного — нуждаются в уточнении как клинические характеристики ФВП, так и вопросы его нозологической специфичности.
Клинико-психопатологическое изучение феномена воплощенного присутствия при различных психических расстройствах с оценкой его как предиктора психопатологии.
1. Выявить частоту возникновения феномена воплощенного присутствия у здоровых людей (группа здоровых — ГЗ) и у больных, страдающих:
● психическими расстройствами и расстройствами поведения, вызванными употреблением алкоголя (F1);
● шизофренией (F2);
● расстройствами настроения (F3);