Рассеянный склероз (РС) – хроническое ДМЗ, в основе которого лежит комплекс аутоиммунных и нейродегенеративных процессов, приводящих к множественному очаговому поражению ЦНС. По данным статистики, средний возраст дебюта заболевания составляет 30 лет, соотношение женщин и мужчин 3:1. До недавнего времени считалось, что 50 % пациентов утрачивают возможность самостоятельно передвигаться через 15 лет от начала заболевания, но в настоящее время средняя продолжительность заболевания увеличилась и составляет более 20 лет [1–5, 8, 13, 14, 16, 17]. РС является одной из тяжелых форм органического поражения нервной системы, которым страдают преимущественно лица молодого и трудоспособного возраста, что приводит к снижению их качества жизни и развитию инвалидизации, а также изменяет характер межличностных отношений [2, 4, 8, 9, 13, 14, 16, 17]. Инвалидизация при РС связана, прежде всего, с нарушением двигательной функции, зрения, координации, тазовых функций. РС на сегодняшний день является одной из сложнейших комплексных и глобальных медико-социальных проблем, существующих как в России, так и во всем мире [4, 5, 8, 9, 14, 16, 17].
Целью настоящего исследования явилось:
1. Определение личностных особенностей при РС.
2. Анализ особенностей психологического функционирования пациентов с РС: выраженность депрессии и тревоги, механизмов психологической защиты и копинг-поведения.
В исследовании приняли участие 123 пациента с РС – 33 мужчины и 90 женщин. Средний возраст больных составил 35,3 года (от 15 до 69 лет). Личностные особенности определялись с помощью теста руки Вагнера, позволяющего уточнить клиническую картину психопатологии, выявить 14 личностных паттернов реагирования, диагностировать степень агрессивности. Тест опубликован Б. Брайклином, З. Пиотровским и Э. Вагнером в 1962 году и был предназначен для прогноза открытого агрессивного поведения, но он может быть использован и как один из наиболее простых и информативных тестов для диагностики нарушений поведения при различных поражениях ЦНС, в том числе и при ДМЗ [6, 7, 11]. Теоретическое обоснование теста: развитие функции руки связано с развитием головного мозга (ГМ). Велика роль руки в восприятии пространства и ориентации в нем, необходимых для выполнения любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность [6, 7, 11, 12]. Методический прием, положенный в основу теста руки Вагнера (hand test), заключается в том, что испытуемого просят проинтерпретировать содержание действия, представленного в виде «стоп–кадра» изображения кисти руки, не несущего какой–либо смысловой нагрузки. Включение элемента в контекст более широкого вида активности и в сам выбор этого вида активности происходит по механизму подсознательной проекции и в значительной степени определяется состоянием испытуемого и его активными мотивами [6, 7].