Понятие «контроль качества» представляет определенную систему, включающую в себя концепцию, методологию, методику и технологию, основанную на единых подходах, критериях и показателях. Начало внедрения контроля качества в системе здравоохранения относится к 50-м гг. прошлого века. Поэтому рассмотрение проблем концепции контроля качества в такой отрасли, как например, здравоохранение, начинается с контроля качества в формате проблемы маркетинга [5].
На современном этапе развития рыночной экономики в России наступило время, когда частные медицинские организации стали объектом инвестиционного анализа, изучения всех особенностей медицинского бизнеса и, несомненно, профессионального управления. Находясь под влиянием западной моды на использование модели «научного управления», большинство отечественных предпринимателей в сфере здравоохранения считают, что нет смысла говорить о каких-либо принципиальных особенностях в управлении медицинскими организациями. Данная тенденция в настоящее время подкрепляется программами системы дополнительного профессионального образования в области менеджмента, что предполагает подготовку «универсальных менеджеров».
Проблема контроля качества в любой отрасли экономики является сравнительно новой и актуальной. Однако современные технологии подготовки универсальных менеджеров не учитывают, что ни один другой вид предпринимательской деятельности так плотно не переплетается с профессиональными, психологическими, этическими, организационными и методическими принципами, фактически формируя совершенно новую и специфическую форму управления — «медицинский менеджмент». Прочие составляющие (сервис, маркетинг, PR-технологии) в управлении медицинской организацией всегда будут находиться на втором плане.
Необходима научная оценка становления и современного развития подходов к управлению качеством при реструктуризации здравоохранения в Российской Федерации, определение приоритетных направлений в решении актуальных проблем на примере управления качеством клинических лабораторных исследований.