По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2

Клинические лабораторные исследования в аспекте управления качеством оказания медицинской помощи

Каспрук Людмила Ильинична д-р мед. наук, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения № 1 ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, kaspruk61@yandex.ru
Копылов Юрий Николаевич д-р мед. наук, профессор, зав. кафедрой клинических лабораторных исследований ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 596131@.mail.ru

В статье раскрываются некоторые аспекты организации управления качеством клинических лабораторных исследований в учреждениях здравоохранения Российской Федерации, что отражает новый этап в области контроля качества при клинико-лабораторных исследованиях, разработанного на основе анализа опыта отечественных и зарубежных исследователей. Отражаются историко-медицинские вопросы современных подходов к управлению качеством в здравоохранении.

Литература:

1. Галанова Г. И. Подходы к оценке качества амбулаторно-поликлинической помощи населению // Экономика здравоохранения. — 1998. — № 2. — С. 43–45.

2. Калашников В. В. Экономические методы в управлении здравоохранением и в организации медицинской помощи // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 1999. — № 2. — С. 43–45.

3. Каспрук Л. И., Лебедева И. В. Историко-медицинские аспекты формирования современных подходов к управлению качеством в здравоохранении / Бюллетень научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко // Материалы международного симпозиума «Актуальные вопросы истории медицины и здравоохранения». — М., 2014. — С. 107–110.

4. Материалы межведомственного научного Совета по социальной гигиене, экономике и управлению здравоохранением НИИ им. Н. А. Семашко «Концептуальные подходы к повышению структурной эффективности здравоохранения» // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 1999. — № 4. — С. 3–5.

5. Полунина Н. В. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. — М.: Издательство «Медицинское информационное агентство», 2010. — 544 с.

6. Реформа здравоохранения Великобритании: клиническое управление и проблемы качества помощи // Качество медицинской помощи. — 1999.— № 2. — С. 32.

7. Управление качеством клинических лабораторных исследований под ред. В. В. Меньшикова. — М.: Лабпресс, 2000. — 152 с.

8. Donabedian A.: Evaluating the quality of medical care. Milbank Meme Fund Q. 1966; 44:166–206; Lembcke P.: Evolution of the medical audit. JAMA 1967; 199:111–118.

9. Hospital Quality Information Fact Sheet. (Accessed September 29, 2010, at www.aamc.org/quality/jointinitiative/1202h qiifactsheet.pdf.).

Понятие «контроль качества» представляет определенную систему, включающую в себя концепцию, методологию, методику и технологию, основанную на единых подходах, критериях и показателях. Начало внедрения контроля качества в системе здравоохранения относится к 50-м гг. прошлого века. Поэтому рассмотрение проблем концепции контроля качества в такой отрасли, как например, здравоохранение, начинается с контроля качества в формате проблемы маркетинга [5].

На современном этапе развития рыночной экономики в России наступило время, когда частные медицинские организации стали объектом инвестиционного анализа, изучения всех особенностей медицинского бизнеса и, несомненно, профессионального управления. Находясь под влиянием западной моды на использование модели «научного управления», большинство отечественных предпринимателей в сфере здравоохранения считают, что нет смысла говорить о каких-либо принципиальных особенностях в управлении медицинскими организациями. Данная тенденция в настоящее время подкрепляется программами системы дополнительного профессионального образования в области менеджмента, что предполагает подготовку «универсальных менеджеров».

Проблема контроля качества в любой отрасли экономики является сравнительно новой и актуальной. Однако современные технологии подготовки универсальных менеджеров не учитывают, что ни один другой вид предпринимательской деятельности так плотно не переплетается с профессиональными, психологическими, этическими, организационными и методическими принципами, фактически формируя совершенно новую и специфическую форму управления — «медицинский менеджмент». Прочие составляющие (сервис, маркетинг, PR-технологии) в управлении медицинской организацией всегда будут находиться на втором плане.

Необходима научная оценка становления и современного развития подходов к управлению качеством при реструктуризации здравоохранения в Российской Федерации, определение приоритетных направлений в решении актуальных проблем на примере управления качеством клинических лабораторных исследований.

Для Цитирования:
Каспрук Людмила Ильинична, Копылов Юрий Николаевич, Клинические лабораторные исследования в аспекте управления качеством оказания медицинской помощи. ГЛАВВРАЧ. 2015;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: