Существование в современном обществе не представляется возможным без технологического прогресса. Однако интенсивное распространение виртуальной деятельности порождает и новые проблемы, в частности формирование компьютерной зависимости (КЗ) [6]. Проблема зависимости, ввиду стремительного характера распространения множества ее форм, обусловливает необходимость решения медицинских, социальных и правовых задач [2]. В доступной литературе клиническое описание КЗ в подавляющем большинстве исследований основывается на методе одномоментного сплошного анкетирования [1, 5, 11]. В то же время динамические особенности расстройства остаются малоизученными [4]. Нет ясности в вопросах сходства и отличий КЗ как единственного заболевания (первичная КЗ, ПКЗ) и КЗ, коморбидной с другим психическим расстройством, — сочетанная КЗ, СКЗ [8]. Остаются недостаточно освещенными факторы предиспозиции, что затрудняет выделение групп риска и разработку профилактических программ [2, 7, 9]. Назревшей необходимостью решения этих вопросов обусловлена актуальность настоящего исследования.
Цель исследования: изучить клинические проявления, психопатологическую динамику компьютерной зависимости.
Материалы и методы исследования
В исследование было включено 93 пациента с КЗ. Контрольная группа (КГ) была представлена 50 условно здоровыми добровольцами.
КЗ диагностировалась нами при выявлении синдромов психофизической зависимости и измененной реактивности (Пятницкая И.Н., 1994), верифицировалась критериями Brown R. I. и Griffi ths M. D. (1993, 1996, 2012). Выявленное расстройство проверялось на соответствие рубрике МКБ-10: «Другие расстройства привычек и влечений» (F63.8). В ходе обследования у части пациентов были выявлены иные психические расстройства (табл. 1). Это явилось основанием для разделения пациентов на группы с ПКЗ (n = 44) и СКЗ (n = 49). Критерии включения и исключения по группам исследования отражены в табл. 2.
КГ была сопоставима с группами ПКЗ и СКЗ (табл. 3).