Научно-технологическое развитие Российской Федерации является одним из приоритетов государственной политики. Значимость научно-технической деятельности и создаваемых в ходе этой деятельности результатов наиболее отчетливо отражена в стратегии научно-технологического развития Российской Федерации1 (далее — Стратегия). В соответствии со Стратегией, научной и научно-технической деятельности отводится ведущая роль в обеспечении устойчивого будущего населения Российской Федерации, в развитии экономики России и определении ее положения в мире. Проведение исследований и разработок с обязательным освоением результатов исследований и разработок, приводящим к созданию инновационной продукции, признается ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность национальной экономики и эффективность реализации стратегии безопасности Российской Федерации.
В Стратегии отмечается, что в предшествующие периоды существовала адекватная времени и структуре экономики система организации исследований и разработок. Отечественные научная и инженерная школы эффективно решали задачи социально-экономического развития СССР и обеспечения безопасности страны, внесли существенный вклад в накопление человечеством научных знаний и создание передовых технологий. В то же время отмечено, что существующую государственную систему организации управления исследованиями и разработками и текущие направления исследований и разработок НЕЛЬЗЯ ПРИЗНАТЬ АКТУАЛЬНЫМИ для современного этапа развития науки и техники. Сохраняется проблема невосприимчивости экономики России и бизнес-сообщества к инновациям, что препятствует практическому применению результатов исследований и разработок (доля инновационной продукции в общем выпуске составляет всего 8–9 %; инвестиции в нематериальные активы в России в 3–10 раз ниже, чем в ведущих государствах; доля экспорта российской высокотехнологичной продукции в мировом объеме экспорта составляет около 0,4 процента). Практически отсутствует передача формализованных знаний и технологий между оборонным и гражданским секторами экономики, что сдерживает развитие и использование технологий двойного назначения. Эффективность российских исследовательских организаций существенно ниже, чем в странах-лидерах, несмотря на объем расходов на исследования и разработки (в 2014 г. Россия заняла девятое место в мире по объему внутренних затрат на исследования и разработки, четвертое место в мире по объему бюджетных ассигнований на науку гражданского назначения) и значительную численность исследователей.