Введение
Основанием для начисления заработной платы во многих сферах человеческой деятельности является квалификационный (тарифный) разряд сотрудника. Квалификационный разряд — показатель квалификационного уровня специалиста той или иной профессии или сложности выполняемой работы [1]. С учетом квалификационного разряда осуществляется также подбор и расстановка кадров на производстве. С другой стороны, сложность работы определяется по квалификации работы. Это характеристика определенного вида работы, устанавливаемая по степени ее сложности, точности и ответственности [1].
На предприятиях автомобильного сервиса виды работ также различаются по сложности, которая отражает степень самостоятельности специалиста в принятии решений и степень его владения процессом труда [2]. Общая классификация работ по сложности приведена в специализированном программном обеспечении, например для автомобилей марки Volkswagen — это ElsaWin. Для каждого вида работ в такой программе описана сложность каждой операции от 1 до 3 (1 — проведение операций ТО, 2 — замена агрегатов и узлов, 3 — ремонт агрегатов и узлов автомобиля). Более точным показателем сложности работы при техническом обслуживании и ремонте (ТО и Р) автомобилей для большинства операций является количество нормо-часов, необходимых для выполнения данной работы проведения ТО и Р. Исключением являются работы по диагностике, регулировке и кузовному ремонту автомобилей, для которых количество нормо-часов не устанавливается. Для остальных работ количество необходимых нормо-часов определяется заводом-изготовителем для каждой операции ТО и Р методом хронометража. Для частных организаций, предоставляющих населению услуги по проведению ТО и Р автомобилей, количество нормо-часов является лишь справочной информацией. Для официального дилера — обязательными требованиями и корректироваться дилером не могут. При этом, если специалист из числа ремонтно-обслуживающего персонала (РОП) не укладывается в установленное значение количества нормо-часов для данной операции, оставшееся время проведения ТО и Р клиент оплачивать не будет. Соответственно, дилер понесет финансовые убытки и снижение лояльности клиента. Особенно актуальна данная проблема для начинающих специалистов из числа РОП.