При эксплуатации самоходных сельскохозяйственных машин в сопряжениях/узлах/механизмах протекают различного рода процессы: коррозии, механического разрушения, изнашивания контактирующих пар и другие процессы, которые приводят, как следствие, к изменению размеров сопряжений, постепенному снижению функциональности системы, механизма, машины и в дальнейшем — к возникновению отказа, т. е. потере работоспособности [1, 2]. Так как работоспособность сельскохозяйственной техники зависит от большого числа случайным образом действующих факторов: конструктивного, технологического и эксплуатационного характера (рис. 1), то надежность машин выражается в значительном рассеивании ресурсов элементов и машин в целом [3, 4].
К тому же условия работы деталей, установленных на одноименные виды сельскохозяйственной техники, а также виды техники одинакового назначения, но работающие в разных почвенно-климатических условиях, значительно отличаются друг от друга, что приводит к увеличению интенсивности изнашивания деталей в сопряжениях и преждевременным отказам [5, 6].
Для обеспечения заданных требований надежности самоходных машин в эксплуатации необходимо оценить влияние различного рода эксплуатационных факторов и разработать комплекс мер, направленных на устранение/снижение негативного влияния этих факторов. Также современные методы и средства мониторинга технического состояния способны обеспечивать количественную оценку параметров технического состояния машин и предусматривать возможность оцифровки и контроля необходимых сигналов [7].
Для увеличения долговечности и предупреждения отказов быстро изнашиваемых деталей была установлена номенклатура эксплуатационных факторов, приводящих к преждевременным отказам элементов машин (см. таблицу).
Исходная номенклатура эксплуатационных факторов была классифицирована по различного рода группам воздействия, были учтены взаимосвязи (их количество) влияния эксплуатационных факторов друг на друга, и в зависимости от количества связей рассматриваемым факторам был присвоен определенный рейтинг (уровень значимости фактора). На основе анализа причинно-следственных связей взаимодействия рассматриваемых эксплуатационных факторов и присвоенного им рейтитнга была разработана иерархическая блок-схема учета влияния одних групп факторов на другие, представленная на рисунке 2.