Большую часть профилей производят непосредственно на профилегибочных линиях промышленных предприятий. Из этих профилей изготавливают различные детали путем доводочных операций на универсальных прессах, преимущественно с ручными приемами загрузки-выгрузки заготовок из штампов. Автоматические профилировочно- штамповочные линии позволяют автоматизировать весь процесс получения готовой детали непосредственно из металлической ленты, включая гибку из нее профиля и выполнение разделительных и формообразующих операций в непрерывно движущемся профиле [1–3].
Процесс профилирования заключается в последовательном изгибе полосового или ленточного материала при прохождении его между несколькими парами вращающихся навстречу друг другу валков, форма которых переносится на листовой металл [4–6].
Все производимые профили можно подразделить на шесть типовых профилей и группу специальных (неповторяющихся) профилей сложного сечения. Объем типовых профилей от полной номенклатуры составляет для легковых автомобилей 20–34%, для грузовых автомобилей и автобусов — 36–92%. Сведения о применяемости различных видов профилей в автомобильной промышленности приведены в таблице.
Детали из гнутого профиля можно классифицировать по их конструктивному назначению и по технологическим признакам. Гнутые детали широко применяются в конструкциях сидений автомобиля (салазки, усилители каркаса, держатели обивки) в качестве соединительных деталей панелей двери, обойм стеклоподъемника, стоек опускного стекла двери. Из профилей также изготавливают желобки для стока воды с кузова, различные усилители кузова и декоративные накладки.
По технологическому признаку все детали из гнутого профиля делятся на две основные группы:
• прямые (детали, продольная ось которых прямая);
• изогнутые (детали, которые после профилирования подвергаются дополнительному изгибу, вследствие чего их продольная ось приобретает форму пространственной кривой).
В каждой из этих групп имеются детали: