По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 782/785

Классическое искусство в системе эстетических ценностей современного студенчества

Протасова Надежда Вадимовна кандидат философских наук, доцент кафедры рекламы, связей с общественностью и социально-гуманитарных проблем, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Россия, 105122, Москва, Сиреневый б-р, д. 4, стр. 1. E-mail: nvp02@mail.ru

Рассматриваются противоположные позиции по отношению к искусству как к составляющей социокультурной действительности — позиция П. Бурдье и позиция, где искусство рассматривается как феномен моды, эстетизации, где в предмет искусства может быть превращен даже мусор (позиция Э. Уорхола). Автор показывает, что и у современной молодежи эстетические ценности формируются в значительной степени в соответствии с этими установками. Отсюда — особая роль классического искусства как гаранта формирования базиса эстетического восприятия реальности, далекого от релятивизма и случайности.

Литература:

1. Завязкин В.Е. Классическое в неклассическую эпоху: эстетические аспекты модификации языка искусства. — http://dereksiz.org/klassicheskoe-v-neklassicheskuyuepohu-esteticheskie-aspekti-m.html.

2. Оганян К.М. Закономерности потребления ценностей и потребительские автоколебания. Роль моды потребления ценностей // Успехи современного естествознания. — 2011. — № 2. — С. 107–112. — URL: https://natural-sciences.ru/ru/ article/view?id=15939.

3. Протасова Н.В. «Высокие» и «низкие» музыкальные жанры в контексте социокультурных исследований // Время культурологии. К 75-летию Российского института культурологии. — М.: РИК, 2007.

4. Ушкарев А.А. Искусство в структуре досуга массовой культуры. — ISSV 20723156. — Обсерватория культуры. — Т. 13, 6/2016.

5. Шапинская Е.Н. Формирование эстетического сознания в контексте современной массовой культуры // Современная концепция эстетического воспитания. — М.: Полигнозис, 2002. — № 2.

6. Шапинская Е.Н., Кагарлицкая С.Я. Пьер Бурдье: Художественный вкус и культурный капитал // Массовая культура и массовое искусство. За и против. — М.: Издво «Гуманитарий» Академии гуманитарных исследований, 2003. — С. 431–453.

7. Шапинская Е.Н., Киященко Н.И. Диалог об эстетическом воспитании: кризис ценностей и пути его преодоления // Культура и искусство. — 2014. — № 4 (22). — С. 419.

Прежде чем начать разговор об эстетических приоритетах молодого поколения в сфере классического искусства, хотелось бы упомянуть, что понятие «классическое» в искусстве не ограничивается только принципами формообразования, а опирается на множество факторов, таких как традиция, историческая ментальность конкретной эпохи, миропонимание творческой личности, выражающее в художественном произведении «дух времени» и т.д. Поэтому согласимся с тем фактом, что понимание классического в определенный исторический период подвержено содержательной корректировке. Кто мог представить в XVIII веке, что развлекательная «Кофейная кантата» И.С. Баха войдет в мировой фонд классики или жанр оперы из «легкого» возвысится до «высокого», не говоря уже об оперетте, которая традиционно вошла в репертуар Венского оперного театра, или творчестве рок-групп, концерты которых в сопровождении симфонического оркестра (например, знаменитый концерт группы Metalliсa) уже обретают статус классических. Можно привести множество примеров, когда произведения, прошедшие испытание временем, становились классикой, но нам интересно обсудить нынешнее отношение молодежи, в частности студенчества, к классическому искусству, интерес к нему, мотивацию обращения к нему, формы воспроизведения и интерпретации и т.д.

Уже давно ни у кого не вызывает сомнений значимость культурного наследия, основой которого для формирования системы духовных и эстетических ценностей молодого поколения служит классическое искусство. В наши дни, когда остро встает вопрос о снижении интеллектуального уровня подрастающего поколения, о насаждении в СМИ стандартизированной продукции массовой культуры, о погружении молодежи в виртуальное пространство, далекое от реальных проблем, возрождение художественного и эстетического воспитания становится одной из приоритетных задач культурной и молодежной политики.

Активное расширение экспансии и стандартизации массовой культуры, стирающей культурную память и традиции, вынуждает общество серьезно отнестись к этой проблеме и выработать стойкий иммунитет. Это возможно при условии, если «золотой фонд» культуры и искусства станет не только предметным рядом гуманитарных дисциплин, но и образовательной стратегией в деятельности учебных заведений, театров, музеев, создателей новых форм и технологий интерактивных проектов.

Для Цитирования:
Протасова Надежда Вадимовна, Классическое искусство в системе эстетических ценностей современного студенчества. Ученый совет. 2018;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: