По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Китайский дворец

Ключевые слова:

К 250-летию Китайского дворца в Ораниенбауме после реставрации открылись три новых зала: Штофная опочивальня, Будуар и Кабинет цесаревича Павла Петровича. Полностью завершить реставрацию интерьеров дворца, построенного по проекту Антонио Ринальди, планируется к 2023 г.

Всвое время этот памятник архитектуры в стиле рококо стал частью дворцово-паркового комплекса «Собственной дачи» — личных покоев императрицы Екатерины II и посещать его могли только избранные. По словам генерального директора государственного музея-заповедника (ГМЗ) «Петергоф» Елены Кальницкой, ни Екатерина, ни Ринальди не знали, не понимали, что Китайскому дворцу будет уготована долгая жизнь. «Это была игрушка, она строилась не на века. Поэтому тогда не было проведено серьезных геологических изысканий. А ведь Ораниенбаум построен не на очень удачном месте: здесь проходят водные ключи, и все дворцы начали «высасывать» из земли воду», — рассказывает Елена Кальницкая. Особенно пострадал от избыточной влаги Китайский дворец, который был возведен фактически на земле — у здания отсутствовал подвал, между грунтом и полом был всего лишь небольшой подпол.

По словам директора ООО «Петербургская реставрационная компания» Михаила Ботаковского, когда четыре года назад реставраторы зашли в Китайский дворец, то увидели неприглядную картину. В помещениях было темно и очень сыро, влажность доходила до 80–90 %. Чтобы приступить к реставрационным работам, здание надо было просушить. «К сожалению, Китайский дворец впитал в себя огромное количество влаги, которая будет долго еще выходить из его стен. Поэтому первые два года мы «сушили» помещения, на третий год занялись общестроительными работами и только через год приступили собственно к реставрации», — рассказывает Михаил Ботаковский.

В Китайском дворце при проведении реставрации было сделано немало открытий. Так, например, в помещении Будуара, когда снимали облицовку с двери, которая когда-то разделяла его с кабинетом Павла Петровича, была обнаружена подлинная дверь XVIII столетия. «Представьте себе наше удивление, когда на обратной стороне одной из панелей мы увидели две створки двери, они были отделаны в одном вкусе «вольным живописных дел мастером» Серафино Бароцци», — рассказала хранитель Китайского дворца ГМЗ «Петергоф» Татьяна Сясина. Оказалось, что в XIX веке, проводя реставрацию, мастера просто перевернули дверь, а с ее тыльной стороны нанесли новую отделку. Сам же проход замуровали. Кстати, с лицевой стороны створки двери украшены китайскими иероглифами. Говорят, это отрывки из сочинений поэтов-классиков так называемого Золотого века.

Для Цитирования:
Китайский дворец. Прораб. 2018;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: