С каждым годом медийная аудитория растет. Например, согласно порталу Internet WorldStats количество пользователей сети Интернет за период с 2000-го по 2015 год увеличилось на 832,5% и достигло 3 366 261 156 человек, что является почти половиной населения мира [9].
Половину всех пользователей данной сети [4] составляют люди от 15 до 30 лет, кого, по Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, называют молодежью [2]. По мнению В.Т. Лисовского, молодежь — это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции [1].
Интернет приобрел функции пространства для социализации различных групп общества. Статистические данные о возрастном составе пользователей Интернета, широкие возможности для сохранения анонимности и другие различные аспекты функционирования Интернета позволяют говорить о том, что наиболее уязвимым объектом для кибермоббинга (кибербуллинга/киберхулиганства) является молодежь. В данной статье рассматриваются причины возникновения кибермоббинга (cyberbullying) среди молодежи, а также его формы, функции и способы защиты от него.
Директор Центра за безопасное и ответственное использование Интернета Нэнси Виллард определяет кибермоббинг следующим образом: «Кибермоббинг — это рассылка личных сообщений или публикация постов, содержащих вредоносный или иной материал, несущий социальную агрессию, посредством сети Интернет или других цифровых технологий. Данная онлайн-коммуникация может быть опасна. Она происходит в семи случаях из двадцати четырех. Вредоносный текст или изображение распространяются моментально и часто не могут быть полностью удалены. Подростки, ставшие жертвой кибермоббинга, неохотно делятся произошедшим с родителями, так как боятся реакции, запретов на использование Интернета и возможной расплаты со стороны интернет-тролля» [6].
Опрос, проведенный Центром исследования кибермоббинга (The Cyberbullying Research Center), показал, что 25% опрошенных (10 тыс. человек) в возрасте 11–18 лет хоть раз становились жертвой интернет-моббинга. Возникает вопрос: каковы причины возникновения кибербуллинга среди молодежи? Прежде всего доступность Интернета и беспрепятственная регистрация на социальных порталах. Молодое поколение активно использует всевозможные социальные сети для общения («ВКонтакте», Facebook, Twitter и т.д.), а также медийные интернет-площадки для демонстрации своего творчества (Instagram, YouTube, Vimeo, Tumblr и т.д.).