— Артур Вячеславович, так сложилось, что в отличие от других областных центров ЦФО Тверь много лет шла по пути развития коммерческого, а не муниципального городского транспорта. Только бал правили маршрутки, а сфера пассажирских транспортных услуг негласно считалась (и считается до сих пор) одной из самых неуправляемых и коррумпированных. Говорят, что порой решения о пути маршрута принимались… в бане, а цена вопроса его открытия составляла 200–300 долларов. Почему так получилось?
— Как нетрудно догадаться, ноги у проблемы растут из девяностых. В городском бюджете в это время были сплошные дыры: денег не хватало даже на самые насущные вещи — латание дорог и труб, благоустройство, уборку, не говоря уже об обновлении трамвайно-троллейбусного и автобусного парков. Муниципальный транспорт очень быстро пришел в упадок: а экономика устроена так, что свято место на рынке пусто не бывает — свободную нишу заняли коммерческие маршрутки, и тогда, в условиях намечающегося пассажирского коллапса, это было спасением для города.
Ни о каком планировании, правовом регулировании, а тем более каких-то концепциях развития транспорта речи не шло: транспортная сфера, как и многие другие, была гуляй-полем. Все ездили так, как хотели: не ломая голову, предприниматели ставили свой транспорт на муниципальные маршруты, а городские автобусы с троллейбусами и трамваями теряли пассажиров и выручку. Ряд маршрутов в итоге закрылись.
Приведу говорящие цифры. В Курске сейчас работает 80 трамваев, 227 муниципальных автобусов и 577 частных. В Смоленске на линии выходит 69 трамваев, 128 муниципальных и 400 частных автобусов. А в Твери к прошлому году было всего 10 трамваев, 50 муниципальных автобусов и 1150 маршруток. Такого соотношения муниципальных и коммерческих транспортных сил вы не найдете ни в одном другом городе ЦФО.
— Муниципальный транспорт намеренно «убивали»?
— Не нужно искать во всём злой умысел. Местами происходившее не поддавалось никакой здравой логике: кто-нибудь может, например, ответить на вопрос: зачем некоторые маршрутки ездят по городским магистралям по прямой, если с точки зрения эффективности и прибыльности коммерсантам было бы выгоднее строить сложную логистику, позволяющую собрать больше пассажиров за один рейс?