По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Хватит места и трамваям, и маршруткам

Год назад в Твери был принят документ планирования регулярных перевозок транспортом общего пользования, и началось переформатирование городской транспортной сети. Затем руководство МУП «ПАТП-1» провело презентацию электронной карты «Иволга», которая, как столичная «Тройка» и питерский «Подорожник», максимально упрощает оплату поездок в тверских автобусах, троллейбусах и трамваях, а заодно выводит весь комплекс муниципальных пассажирских услуг на новый, «цифровой» уровень. Так все воочию увидели: муниципальный транспорт, который столько раз хоронили, не просто жив — он успешно развивается и старается идти в ногу со временем. Почему много лет городские автобусы, троллейбусы и трамваи находились в загоне и считались нерентабельными? Может ли муниципальный транспорт приносить прибыль и конкурировать с маршрутками? Почему транспорт — это стратегически важная сфера городского хозяйства и в ней должен быть порядок? Об этом корреспондент tver.mk.ru поговорил с директором МУП «ПАТП-1» Артуром СЫЧЕВЫМ: предлагаем самые интересные фрагменты этой беседы.

— Артур Вячеславович, так сложилось, что в отличие от других областных центров ЦФО Тверь много лет шла по пути развития коммерческого, а не муниципального городского транспорта. Только бал правили маршрутки, а сфера пассажирских транспортных услуг негласно считалась (и считается до сих пор) одной из самых неуправляемых и коррумпированных. Говорят, что порой решения о пути маршрута принимались… в бане, а цена вопроса его открытия составляла 200–300 долларов. Почему так получилось?

— Как нетрудно догадаться, ноги у проблемы растут из девяностых. В городском бюджете в это время были сплошные дыры: денег не хватало даже на самые насущные вещи — латание дорог и труб, благоустройство, уборку, не говоря уже об обновлении трамвайно-троллейбусного и автобусного парков. Муниципальный транспорт очень быстро пришел в упадок: а экономика устроена так, что свято место на рынке пусто не бывает — свободную нишу заняли коммерческие маршрутки, и тогда, в условиях намечающегося пассажирского коллапса, это было спасением для города.

Ни о каком планировании, правовом регулировании, а тем более каких-то концепциях развития транспорта речи не шло: транспортная сфера, как и многие другие, была гуляй-полем. Все ездили так, как хотели: не ломая голову, предприниматели ставили свой транспорт на муниципальные маршруты, а городские автобусы с троллейбусами и трамваями теряли пассажиров и выручку. Ряд маршрутов в итоге закрылись.

Приведу говорящие цифры. В Курске сейчас работает 80 трамваев, 227 муниципальных автобусов и 577 частных. В Смоленске на линии выходит 69 трамваев, 128 муниципальных и 400 частных автобусов. А в Твери к прошлому году было всего 10 трамваев, 50 муниципальных автобусов и 1150 маршруток. Такого соотношения муниципальных и коммерческих транспортных сил вы не найдете ни в одном другом городе ЦФО.

— Муниципальный транспорт намеренно «убивали»?

— Не нужно искать во всём злой умысел. Местами происходившее не поддавалось никакой здравой логике: кто-нибудь может, например, ответить на вопрос: зачем некоторые маршрутки ездят по городским магистралям по прямой, если с точки зрения эффективности и прибыльности коммерсантам было бы выгоднее строить сложную логистику, позволяющую собрать больше пассажиров за один рейс?

Для Цитирования:
Хватит места и трамваям, и маршруткам. Глава местной администрации. 2017;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: