Статья поступила 14.09.2020
О жизни Ольги Жекулиной (1900–1973) нам известно немного. Ровесница века, она родилась в дворянской образованной семье, в городе Харькове. Но почти сразу после рождения дочери семья Жекулиных перебралась в Москву. В 1917 г. Ольга Жекулина начинает посещать занятия в студии К.Ф. Юона. В 1918-м поступает в Свободные художественные мастерские, в класс К. Коровина. Сам этот выбор кажется любопытным.
Русский импрессионизм как явление появился в 1890-х гг. и поначалу был встречен неприязнью со стороны академического сообщества, но активно принят молодыми художниками: многие будущие авангардисты прошли в молодости школу импрессионизма. Однако к 1920-м гг. интерес к этому течению утрачивается, оно кажется старомодным. К моменту поступления Ольги Жекулиной в Свободные художественные мастерские там преподают выдающиеся мастера-авангардисты. Но она выбирает не новое революционное, а то искусство, которое к началу 1920-х гг. многим уже казалось устаревшим. В 1921 г. Ольгу Жекулину исключают из учебного заведения за дворянское происхождение. Коровин советует ей эмигрировать во Францию для продолжения обучения, но молодая художница отказывается. Очередная развилка оказывается пройденной. Как сложилась бы судьба художницы, каким образом изменился бы ее творческий взгляд — остается только фантазировать. Из последующей ее биографии нам известно, что в середине 1920-х гг. она принимала участие в выставках художественного объединения «Жар-цвет». В 1930-е гг. делала костюмы и декорации для кукольных и драматических спектаклей детского Дворца пионеров на Стопани. В 1940-е гг. все больше времени начала проводить в деревне, где писала этюды. Вот, кажется, и все.
Биографические сведения скудны, поэтому для развития характера и мыслей художницы, а также мотивов тех или иных ее поступков стоит прежде всего обратиться к ее творчеству.
Уже через ранние работы Ольги Жекулиной проходит мотив, с одной стороны, оставленности, а с другой — ожидания участников той «декорации», которую изображает художница. В работе «Окно» (1926), представленной на выставке «Жар-цвета» 1928 г., мы видим интерьер темной комнаты с выходящим в сад окном. Присмотревшись повнимательнее, мы замечаем небрежно наброшенную на спинку кресла ткань, положенную для удобства на подлокотник кресла подушку, срезанные цветы в бокале — будто кто-то был в комнате мгновение назад и отлучился в то самое время, когда художник схватил и зафиксировал момент (carpe diem, говорили древние, и здесь этот принцип реализован на практике). За окном ранняя весна: еще лежит снег, но свет и воздух пейзажа говорят нам о том, что пока еще робкое движение весны очень скоро развернется во всю мощь. И в этом предвосхищении весны, в ожидании возвращения хозяина к комнате и ее вещам есть удивительное движение, выраженное в статике: как придет весна — мы это знаем и чувствуем, — так вернется незримый здесь, но ожидаемый с минуты на минуту человек, и поправит ткань, и вдохнет аромат цветов, и займет место в уютном кресле.