По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 75.047 DOI:10.33920/nik-01-2101-02

Художественные миры Ольги Жекулиной

Щедрина Елена Алексеевна Независимый исследователь Россия, 127015, Москва, Бумажный пр-д, д. 14, стр. 2, E-mail: eccentricEl@yandex.ru

Про судьбу любого человека или историческое событие можно долго фантазировать в контексте «если бы». Изучая биографию художницы Ольги Жекулиной, я часто наталкивалась на подобного рода развилки и каждый раз наблюдала, как от радикального решения-поступка она предпочитала отстраняться, все глубже уходя в свое тихое искусство. Это потенциальное неслучившееся — не простая случайность в биографии художницы, а прямое следование ее внутренней природе.

Литература:

1. Ртищева Л.Д. Ольга Жекулина. — М.: ГУП МО «МОК Центр», 2006.

2. Чегодаева М.А. О.А. Жекулина // Ольга Анатольевна Жекулина. 1900–1973: Живопись, театрально-декорационное искусство: каталог / Под ред. Т. Клюевой. — М.: Советский художник, 1977.

1. Rtishcheva L.D. Ol'ga Zhekulina. — M.: GUP MO “MOK Tsentr”, 2006.

2. Chegodayeva M.A. O.A. Zhekulina // Ol'ga Anatol'yevna Zhekulina. 1900–1973: Zhivopis', teatral'no-dekoratsionnoye iskusstvo: katalog / Pod red. T. Klyuyevoy. — M.: Sovetskiy khudozhnik, 1977.

Статья поступила 14.09.2020

О жизни Ольги Жекулиной (1900–1973) нам известно немного. Ровесница века, она родилась в дворянской образованной семье, в городе Харькове. Но почти сразу после рождения дочери семья Жекулиных перебралась в Москву. В 1917 г. Ольга Жекулина начинает посещать занятия в студии К.Ф. Юона. В 1918-м поступает в Свободные художественные мастерские, в класс К. Коровина. Сам этот выбор кажется любопытным.

Русский импрессионизм как явление появился в 1890-х гг. и поначалу был встречен неприязнью со стороны академического сообщества, но активно принят молодыми художниками: многие будущие авангардисты прошли в молодости школу импрессионизма. Однако к 1920-м гг. интерес к этому течению утрачивается, оно кажется старомодным. К моменту поступления Ольги Жекулиной в Свободные художественные мастерские там преподают выдающиеся мастера-авангардисты. Но она выбирает не новое революционное, а то искусство, которое к началу 1920-х гг. многим уже казалось устаревшим. В 1921 г. Ольгу Жекулину исключают из учебного заведения за дворянское происхождение. Коровин советует ей эмигрировать во Францию для продолжения обучения, но молодая художница отказывается. Очередная развилка оказывается пройденной. Как сложилась бы судьба художницы, каким образом изменился бы ее творческий взгляд — остается только фантазировать. Из последующей ее биографии нам известно, что в середине 1920-х гг. она принимала участие в выставках художественного объединения «Жар-цвет». В 1930-е гг. делала костюмы и декорации для кукольных и драматических спектаклей детского Дворца пионеров на Стопани. В 1940-е гг. все больше времени начала проводить в деревне, где писала этюды. Вот, кажется, и все.

Биографические сведения скудны, поэтому для развития характера и мыслей художницы, а также мотивов тех или иных ее поступков стоит прежде всего обратиться к ее творчеству.

Уже через ранние работы Ольги Жекулиной проходит мотив, с одной стороны, оставленности, а с другой — ожидания участников той «декорации», которую изображает художница. В работе «Окно» (1926), представленной на выставке «Жар-цвета» 1928 г., мы видим интерьер темной комнаты с выходящим в сад окном. Присмотревшись повнимательнее, мы замечаем небрежно наброшенную на спинку кресла ткань, положенную для удобства на подлокотник кресла подушку, срезанные цветы в бокале — будто кто-то был в комнате мгновение назад и отлучился в то самое время, когда художник схватил и зафиксировал момент (carpe diem, говорили древние, и здесь этот принцип реализован на практике). За окном ранняя весна: еще лежит снег, но свет и воздух пейзажа говорят нам о том, что пока еще робкое движение весны очень скоро развернется во всю мощь. И в этом предвосхищении весны, в ожидании возвращения хозяина к комнате и ее вещам есть удивительное движение, выраженное в статике: как придет весна — мы это знаем и чувствуем, — так вернется незримый здесь, но ожидаемый с минуты на минуту человек, и поправит ткань, и вдохнет аромат цветов, и займет место в уютном кресле.

Для Цитирования:
Щедрина Елена Алексеевна, Художественные миры Ольги Жекулиной. Вопросы культурологии. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: