За те две с лишним тысячи лет, что прошли с момента начала проповеди Христа, совершенно изменился облик планеты. Многие государства вместе со своей культурой и религиями исчезли, а на смену им пришли другие. Именно это произошло с древним государственным образованием на исторической территории большей части нынешнего Азербайджана, части юга Дагестана и Грузии — Кавказской Албанией. Здесь существовала самостоятельная, имеющая апостольское начало Албанская церковь. Исследователь П.К. Услар отмечает: «Самый ранний период, получивший название “сирофильский, или апостольский”, связан с именами сирийского миссионера апостола Фаддея и его ученика святого Елисея, впервые проповедовавшего в Кавказской Албании идеи христианства» [24, с. 15]. По мнению Ф. Ахундова и Р. Гусейнова: «В наши дни приобретает особую актуальность тема изучения наследия древней Кавказской Албании, существовавшей в виде государственных образований (IV в. до н.э. — VIII в. н.э.) свыше 1000 лет, а затем еще около 1000 лет в виде небольших полунезависимых образований вплоть до XVIII в.» [3, с. 72–80]. Название «Албания», восходящее к древнегреческим источникам (греч. Αλβανία)1, является одним из часто употребляемых, но и другие варианты, среди которых близко к оригиналу «Аран» (ар-Ран), не менее обоснованны. Это древнее государство, существовавшее с античных времен до раннего Cредневековья, сыграло важную роль в истории кавказских народов. Немаловажно, что проповедь началась в Дербенте, это определяет наше стремление обратиться к истории христианства и в нашем городе, бывшем не просто частью христианского мира Кавказской Албании, но и длительное время местом пребывания ее патриаршего престола. В одном из списков «Дербенд-наме» сказано о принятии христианства жителями Дербента в 335 г. «…от имени какого-то Несманшаха» [15, с. 12]. Согласно церковной традиции, Албанская церковь — одна из древних христианских церквей на Кавказе. Вот почему тема исследования хотя касается не христианства в Древней Тавриде, но идет в русле изучения восточного христианства, православия. Изучение истории древних государств Кавказа, исторического пути проникновения христианства в регион и дальнейшего развития Церкви представляет серьезный интерес как для светской исторической науки, так и для науки церковной. Албанское конфессиональное единство бытовало с IV по XIX в., его консолидирующей силой были Албанская патриаршая автокефальная церковь и албанское патриаршество. Уже в начале второй половины V в. албанским царем Ваче II Дербент был превращен в один из оплотов христианства на Восточном Кавказе и в главный центр борьбы против «учения магов», а в дальнейшем этот фактор сыграл значительную роль в его дальнейшем укреплении [18, с. 20]. Как пишет иеромонах Алексий (Никоноров): «Начиная с IV века в Албании имеется уже своя самостоятельная Церковь с трехстепенной иерархией, с достаточным числом епископских кафедр, со своим монашеским институтом, богослужением, догматикой, каноникой, т.е. всей литургией — общественным служением Церкви. Историю Христианства в любом народе можно и даже следует рассматривать как часть истории Вселенской Церкви, более того, историю Христианства отдельного региона оправданно рассматривать как часть истории нации». Согласно церковному преданию, пять святых апостолов посетили Южный Кавказ: четыре из числа двенадцати — Андрей, Матфей, Варфоломей, Иуда Фаддей и один из семидесяти — Фаддей, а в Кавказской Албании проповедовал веру Христову апостол Варфоломей [12, с. 10, 41]. Вторым апостольским источником христианского благочестия здесь албанский историк Моисей Каланкатуйский считает Святого Елисея: «…по вдохновению Святого духа, Елисей рукополагается рукой святого Иакова, брата Господня, бывшего первым патриархом Иерусалима. Елисей, получив себе в удел Восток, направив путь из Иерусалима в Персию, заходит к маскутам, избегая Армении, и начинает проповедовать в Чога, и, уча многих в разных местах, заставил их познать спасение. Оттуда он прибыл в область Ути, в город Согарн с тремя учениками» [22, кн. 1, гл. 6]. А в четвертой главе этой книги пишется, что затем «…святой первосвятитель прибыл в Гис, устроил церковь и принес бескровную жертву. На этом месте возникли первые церкви наши, митрополия и просвещение» [22, кн. 1, гл. 4]. В монографии З. Буниятова «Азербайджан в VII–IX веках» на основе албанских, византийских, грузинских, армянских, арабских и сирийских источников впервые в истории науки освещена история христианства в Кавказской Албании, Албанской церкви, ее структуры и албанской литературы [8].