По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 141.412 DOI:10.33920/nik-01-2003-02

Христианство в Кавказской Албании

Сеидова Гюльчохра Надировна ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» (филиал в г. Дербенте), Россия, 368600, Республика Дагестан, Дербент, ул. Гейдара Алиева, д. 11, E-mail: gseidova@yandex.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2382-7564

Статья поступила 12.02.2020 Рассматривается история проникновения и дальнейшего распространения христианства на территории нынешней России, в средневековом государстве Кавказская Албания, на исторической территории большей части нынешнего Азербайджана, части юга Дагестана и Грузии. Здесь существовала самостоятельная, имеющая апостольское начало Албанская церковь. То обстоятельство, что проповедь началась в Дербенте, определяет наше стремление обратиться к истории христианства и в нашем городе, бывшем не просто частью христианского мира Кавказской Албании, но и длительное время местом пребывания ее патриаршего престола. На сегодняшний день из 26 племен, некогда составлявших албанский союз, осталась одна народность, сохранившая верность христианству, — это удины. Удины одними из первых (313 г.) на Кавказе приняли христианство как государственную религию, сохранили свою веру и этническую идентичность. Сегодня они стремятся к своему самоопределению в религиозном и каноническом отношениях.

Литература:

1. Алексеев М.Е., Майсак Т.А., Ганенков Д.С., Ландер Ю.А. Удинский сборник / Грамматика, лексика, история языка. — М.: Изд-во «Академия» РАН, 2008.

2. Алексидзе З.Н. Предварительное сообщение об идентификации и дешифровке албанского текста, обнаруженного на Синайской горе // The history of Caucasus. The scientifi c-public Almanac. — Issue № 1. — Baku, 21–24 of may 2001.

3. Ахундов Ф., Гусейнов Р. Гандзасар — жемчужина Кавказской Албании // 1700-летие принятия христианства в Дербенте как государственной религии Кавказской Албании: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Дербент, 14–15 ноября 2013 г.) / Отв. ред. Г.Н. Сеидова. — Махачкала: АЛЕФ, 2013.

4. Бартольд В.В. Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира. — Соч. — Т. 2. Ч. 1. — М., 1963.

5. Бежанов М. Краткие сведения о Варташене и его жителях. — СМОМПК, вып. IVX, 1892.

6. Бестужев-Марлинский А.А. Соч. — Т. 2. — М., 1958.

7. Березин И. Путешествия по Дагестану и Закавказью. — Казань, 1850.

8. Буниятов З.М. Азербайджан в VII–IX веках. — Баку, 1999.

9. Гасанов М.Р. Дагестан и народы Кавказа в V–XV веках. — Махачкала, 2008.

10. Дагестан во Христе // Настоящее время. — 2013. — № 50 (320). — 20 декабря.

11. Егиазарян Т.Х. Христианство в Дагестане // 1700-летие принятия христианства в Дербенте как государственной религии Кавказской Албании: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Дербент, 14–15 ноября 2013 г.) / Отв. ред. Г.Н. Сеидова. — Махачкала: АЛЕФ, 2013.

12. Иеромонах Алексий (Никоноров). История христианства в Кавказской Албании. — 2-е изд. — Махачкала: Издательский дом «Эпоха», 2012. — 192 с.: ил.

13. Закарьяев А.А. Албанская письменность // Советский Дагестан. — 1978. — № 4.

14. Ибрагимов И.Г. Дербент — крупнейший христианский центр Кавказской Албании // 1700-летие принятия христианства в Дербенте как государственной религии Кавказской Албании: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Дербент, 14–15 ноября 2013 г.) / Отв. ред. Г.Н. Сеидова. — Махачкала: АЛЕФ, 2013.

15. Козубский Е.И. История города Дербента. — Темир-Хан-Шура, 1906.

16. Кудрявцев А.А. О христианстве в Дербенте // X Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа. — М., 1980.

17. Кудрявцев А.А. Древний Дербент. — М., 1982.

18. Кудрявцев А.А., Кудрявцев Е.А. Дербент в истории раннего христианства на Северо-Восточном и Восточном Кавказе // 1700-летие принятия христианства в Дербенте как государственной религии Кавказской Албании: материалы Всероссийской научнопрактической конференции (Дербент, 14–15 ноября 2013 г.) / Отв. ред. Г.Н. Сеидова. — Махачкала: АЛЕФ, 2013.

19. Мамедова Ф. Об исторической географии Кавказской Албании, Армении и албанском этносе // Альманах «История Кавказа». — Баку, 2001. — № 1.

20. Мобили Р. Место и роль удин в Албанской (Кавказской) церкви // European Applied Sciences: modern approaches scientifi cal reseaches (Европейские прикладные науки: современные подходы в научных исследованиях). 18–19 февраля 2013 г. — Штутгарт (Германия), 2013.

21. Мобили Р. Удины и Албанская церковь // 1700-летие принятия христианства в Дербенте как государственной религии Кавказской Албании: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Дербент, 14–15 ноября 2013 г.) / Отв. ред. Г.Н. Сеидова. — Махачкала: АЛЕФ, 2013.

22. Моисей Каганкатваци. История агван. — СПб., 1861. — Кн. 1, гл. 6 и гл. 4.

23. Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. — М.-Л., 1959.

24. Услар П.К. Начало христианства в Закавказье и на Кавказе // Кавказские горцы: Сборник сведений. — М., 1992.

25. Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане (VII–XV вв.). — Махачкала, 1969.

26. Golasanti A. L`Arte Bizantino in Italia. — Milano, 1926. — Р. 1 [Электронный ресурс]. — URL: http://udi.az (дата обращения: 04.12.2019).

За те две с лишним тысячи лет, что прошли с момента начала проповеди Христа, совершенно изменился облик планеты. Многие государства вместе со своей культурой и религиями исчезли, а на смену им пришли другие. Именно это произошло с древним государственным образованием на исторической территории большей части нынешнего Азербайджана, части юга Дагестана и Грузии — Кавказской Албанией. Здесь существовала самостоятельная, имеющая апостольское начало Албанская церковь. Исследователь П.К. Услар отмечает: «Самый ранний период, получивший название “сирофильский, или апостольский”, связан с именами сирийского миссионера апостола Фаддея и его ученика святого Елисея, впервые проповедовавшего в Кавказской Албании идеи христианства» [24, с. 15]. По мнению Ф. Ахундова и Р. Гусейнова: «В наши дни приобретает особую актуальность тема изучения наследия древней Кавказской Албании, существовавшей в виде государственных образований (IV в. до н.э. — VIII в. н.э.) свыше 1000 лет, а затем еще около 1000 лет в виде небольших полунезависимых образований вплоть до XVIII в.» [3, с. 72–80]. Название «Албания», восходящее к древнегреческим источникам (греч. Αλβανία)1, является одним из часто употребляемых, но и другие варианты, среди которых близко к оригиналу «Аран» (ар-Ран), не менее обоснованны. Это древнее государство, существовавшее с античных времен до раннего Cредневековья, сыграло важную роль в истории кавказских народов. Немаловажно, что проповедь началась в Дербенте, это определяет наше стремление обратиться к истории христианства и в нашем городе, бывшем не просто частью христианского мира Кавказской Албании, но и длительное время местом пребывания ее патриаршего престола. В одном из списков «Дербенд-наме» сказано о принятии христианства жителями Дербента в 335 г. «…от имени какого-то Несманшаха» [15, с. 12]. Согласно церковной традиции, Албанская церковь — одна из древних христианских церквей на Кавказе. Вот почему тема исследования хотя касается не христианства в Древней Тавриде, но идет в русле изучения восточного христианства, православия. Изучение истории древних государств Кавказа, исторического пути проникновения христианства в регион и дальнейшего развития Церкви представляет серьезный интерес как для светской исторической науки, так и для науки церковной. Албанское конфессиональное единство бытовало с IV по XIX в., его консолидирующей силой были Албанская патриаршая автокефальная церковь и албанское патриаршество. Уже в начале второй половины V в. албанским царем Ваче II Дербент был превращен в один из оплотов христианства на Восточном Кавказе и в главный центр борьбы против «учения магов», а в дальнейшем этот фактор сыграл значительную роль в его дальнейшем укреплении [18, с. 20]. Как пишет иеромонах Алексий (Никоноров): «Начиная с IV века в Албании имеется уже своя самостоятельная Церковь с трехстепенной иерархией, с достаточным числом епископских кафедр, со своим монашеским институтом, богослужением, догматикой, каноникой, т.е. всей литургией — общественным служением Церкви. Историю Христианства в любом народе можно и даже следует рассматривать как часть истории Вселенской Церкви, более того, историю Христианства отдельного региона оправданно рассматривать как часть истории нации». Согласно церковному преданию, пять святых апостолов посетили Южный Кавказ: четыре из числа двенадцати — Андрей, Матфей, Варфоломей, Иуда Фаддей и один из семидесяти — Фаддей, а в Кавказской Албании проповедовал веру Христову апостол Варфоломей [12, с. 10, 41]. Вторым апостольским источником христианского благочестия здесь албанский историк Моисей Каланкатуйский считает Святого Елисея: «…по вдохновению Святого духа, Елисей рукополагается рукой святого Иакова, брата Господня, бывшего первым патриархом Иерусалима. Елисей, получив себе в удел Восток, направив путь из Иерусалима в Персию, заходит к маскутам, избегая Армении, и начинает проповедовать в Чога, и, уча многих в разных местах, заставил их познать спасение. Оттуда он прибыл в область Ути, в город Согарн с тремя учениками» [22, кн. 1, гл. 6]. А в четвертой главе этой книги пишется, что затем «…святой первосвятитель прибыл в Гис, устроил церковь и принес бескровную жертву. На этом месте возникли первые церкви наши, митрополия и просвещение» [22, кн. 1, гл. 4]. В монографии З. Буниятова «Азербайджан в VII–IX веках» на основе албанских, византийских, грузинских, армянских, арабских и сирийских источников впервые в истории науки освещена история христианства в Кавказской Албании, Албанской церкви, ее структуры и албанской литературы [8].

Для Цитирования:
Сеидова Гюльчохра Надировна, Христианство в Кавказской Албании. Вопросы культурологии. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: