По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 141.412 DOI:10.33920/nik-01-2003-03

Христианство на Боспоре в III–VI веках

Вандышев Андрей Николаевич иерей, ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», Россия, 299053, Республика Крым, Севастополь, ул. Университетская, д. 33, E-mail: Vandysh@inbox.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3808-9309

В историческом аспекте рассматриваются христианские памятники археологии, открытые на территории современной Керчи и древнего государства Боспор, их значимость для изучения вопроса распространения христианства на территории Крыма (Тавриды)

Литература:

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Печатано с Синодального издания. — М.: Всесоюзный совет евангельских христиан — баптистов, 1989. — 1224 с.

2. Евсевий Памфил. Жизнь Константина / Пер. СПб. Духовной академии, пересмотрен и исправлен В.В. Серповой; прим. А. Калинина. — М.: Изд. группа Labarum, 1998. — Кн. 3. — 59 с.

3. Иоанн Златоуст, свт. Письма к Олимпиаде. Письмо 14. — Киев: Изд-во КиевоПечерской лавры, 2016. — 216 с.

4. Кулаковский Ю.А. Керченская христианская катакомба 491 г. // МАР. — СПб.: Издание Имп. Археологической комиссии. Типография Имп. Академии наук. — 1891. — № 12. — 30 c.

5. Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история / Пер., ст., комм. А.А. Чекаловой; отв. ред. Г.Г. Литаврин. (Серия «Памятники исторической мысли»). — М.: Наука, 1993. — 571 с.

6. Шестаков С.П. Папа Мартин I в Херсонесе // Труды тринадцатого Археологического съезда в Екатеринославе, 1905. — М., 1908. — С. 115–117.

7. Шкорпил В.В. Три христианских надгробия, найденных в Керчи в 1898 г. // ЗООИД. — Т. XXII, отд. 5. — СПб., 1900. — С. 455.

Статья поступила 22.02.2020

В истории изучения распространения христианства на территории Боспорского царства III–VI вв. необходимыми и важными для приобретения материала, а также для формирования первых исторических выводов стали раскопки и печатные издания археологического материала в конце XIX — начале XX в. Главный и наиболее важный вклад внесли Ю.А. Кулаковский, В.В. Шкорпил, В.В. Латышев, Н.П. Кондаков, М.И. Ростовцев, А.А. Спицын, Ю.Ю. Марти. Также упоминания христианского Боспора существуют и у некоторых церковных деятелей: митрополитов Кирилла и Макария (Степенная книга), патриарха Фотия I (Константинопольский), Бенедикта XVI (Ратцингер) и в житии святого апостола Андрея Первозванного.

К концу IV в. на территории современного Крыма уже существовали две епархии, Херсонская (древний Херсонес) и непосредственно Боспорская (древний Пантикапей). Ю.А. Кулаковский считает, что христианство проникло на территорию Пантикапея ранее 325 г. Евсевий Кесарийский в своей книге о жизни блаженного василевса Константина описывает Первый Вселенский собор: «Итак, первенствующие служители Божьи из всех Церквей, наполнявших Европу, Ливию и Азию, собрались в одно место. Один молитвенный дом, как будто распространенный самим Богом, вмещал в себе сирийцев и киликийцев, финикийцев и аравийцев, жителей Палестины и египтян, фиванцев, ливийцев и прибывших из Месопотамии. Присутствовал на Соборе даже епископ персидский, не был отвергнут им и епископ скифский. Понт и Галатия, Памфилия и Каппадокия, Азия и Фригия представили также избранных. Встретились здесь даже фракийцы и македоняне, ахейцы, эпирцы и жители стран еще дальнейших» [2, с. 5]. Следуя указаниям Евсевия Кесарийского, мы можем сделать вывод, что у скифов был свой епископ. Рассмотрев этот вопрос более детально и изучив некоторые сведения о Первом Вселенском соборе, мы видим, что в Кольбертинском списке участников Никейского собора указан Феофил, названный на латыни Theophilus Bosphoritanus — Феофил Боспоританский, а в списке Никейского собора Гардуэна Феофил назван уже митрополитом. Сведения о Феофиле Боспоританском очень скудны. Кроме Евсевия Кесарийского, Феофила называет и Сократ Схоластик в своей книге «Церковная история», именуя его Феофилом Готским, подпись которого стоит под Великим Никейским собором. Важный вклад в изучение позднего Боспора внесла такой историк, как Г.А. Цветаева. Изучив материалы ее работ, мы можем сделать вывод, что ею были составлены с высокой точностью карты некрополя III, IV и V–VI вв. на северном склоне нынешней горы Митридат (место расположения древнего города Пантикапей). Были даны очерки состояния и месторасположения основных христианских надгробий. Раскопки археологических памятников велись и на Кубани (Таманском полуострове). Так, в катакомбе, открытой в 1890 г. в Пантикапее (Керчь), были найдены написанные на стенах 90-й псалом, «Трисвятое» и некоторые прокимны. Датируется эта катакомба 491 г. н.э. Наиболее примечательно, что на противоположной стороне от входа была нанесена молитва о спасении души Савага и Фаиспарты: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, спаси раба своего Савага и Фаиспарту» [4, с. 1]. Также здесь сохранилась стихира, которая отсутствует в современных канонических текстах: «Радость велия бысть дому сему днесь, прибывшим святым, соликующим праведным и всем воспевающим Тя, помилуй» [4, с. 5], — что, в свою очередь, является прямым исполнением заповеди Божьей: «А входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему» (Мф. 10:12) [1, с. 932].

Для Цитирования:
Вандышев Андрей Николаевич, Христианство на Боспоре в III–VI веках. Вопросы культурологии. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: