Статья поступила 22.02.2020
В истории изучения распространения христианства на территории Боспорского царства III–VI вв. необходимыми и важными для приобретения материала, а также для формирования первых исторических выводов стали раскопки и печатные издания археологического материала в конце XIX — начале XX в. Главный и наиболее важный вклад внесли Ю.А. Кулаковский, В.В. Шкорпил, В.В. Латышев, Н.П. Кондаков, М.И. Ростовцев, А.А. Спицын, Ю.Ю. Марти. Также упоминания христианского Боспора существуют и у некоторых церковных деятелей: митрополитов Кирилла и Макария (Степенная книга), патриарха Фотия I (Константинопольский), Бенедикта XVI (Ратцингер) и в житии святого апостола Андрея Первозванного.
К концу IV в. на территории современного Крыма уже существовали две епархии, Херсонская (древний Херсонес) и непосредственно Боспорская (древний Пантикапей). Ю.А. Кулаковский считает, что христианство проникло на территорию Пантикапея ранее 325 г. Евсевий Кесарийский в своей книге о жизни блаженного василевса Константина описывает Первый Вселенский собор: «Итак, первенствующие служители Божьи из всех Церквей, наполнявших Европу, Ливию и Азию, собрались в одно место. Один молитвенный дом, как будто распространенный самим Богом, вмещал в себе сирийцев и киликийцев, финикийцев и аравийцев, жителей Палестины и египтян, фиванцев, ливийцев и прибывших из Месопотамии. Присутствовал на Соборе даже епископ персидский, не был отвергнут им и епископ скифский. Понт и Галатия, Памфилия и Каппадокия, Азия и Фригия представили также избранных. Встретились здесь даже фракийцы и македоняне, ахейцы, эпирцы и жители стран еще дальнейших» [2, с. 5]. Следуя указаниям Евсевия Кесарийского, мы можем сделать вывод, что у скифов был свой епископ. Рассмотрев этот вопрос более детально и изучив некоторые сведения о Первом Вселенском соборе, мы видим, что в Кольбертинском списке участников Никейского собора указан Феофил, названный на латыни Theophilus Bosphoritanus — Феофил Боспоританский, а в списке Никейского собора Гардуэна Феофил назван уже митрополитом. Сведения о Феофиле Боспоританском очень скудны. Кроме Евсевия Кесарийского, Феофила называет и Сократ Схоластик в своей книге «Церковная история», именуя его Феофилом Готским, подпись которого стоит под Великим Никейским собором. Важный вклад в изучение позднего Боспора внесла такой историк, как Г.А. Цветаева. Изучив материалы ее работ, мы можем сделать вывод, что ею были составлены с высокой точностью карты некрополя III, IV и V–VI вв. на северном склоне нынешней горы Митридат (место расположения древнего города Пантикапей). Были даны очерки состояния и месторасположения основных христианских надгробий. Раскопки археологических памятников велись и на Кубани (Таманском полуострове). Так, в катакомбе, открытой в 1890 г. в Пантикапее (Керчь), были найдены написанные на стенах 90-й псалом, «Трисвятое» и некоторые прокимны. Датируется эта катакомба 491 г. н.э. Наиболее примечательно, что на противоположной стороне от входа была нанесена молитва о спасении души Савага и Фаиспарты: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, спаси раба своего Савага и Фаиспарту» [4, с. 1]. Также здесь сохранилась стихира, которая отсутствует в современных канонических текстах: «Радость велия бысть дому сему днесь, прибывшим святым, соликующим праведным и всем воспевающим Тя, помилуй» [4, с. 5], — что, в свою очередь, является прямым исполнением заповеди Божьей: «А входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему» (Мф. 10:12) [1, с. 932].