По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 281.4 DOI:10.33920/nik-01-2003-05

Христианская миссия в Северном Причерноморье и ее геополитическое значение

Кузенков Павел Владимирович ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова», Россия, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1, E-mail: faculty@hist.msu.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8394-4319

Статья поступила 22.02.2020 Распространение христианства в Северном Причерноморье стало продолжением вектора культурной экспансии в этот регион, намеченного в Античности и противостоявшего устойчивым геополитическим связям региона в широтном направлении, со степным миром кочевников Евразии. Этапами этого процесса являются: Великая греческая колонизация на Понте Эвксинском, распространение Pax Romana на территорию Крыма, христианизация региона и укрепление позиций Византии в Северном Причерноморье через союз с Хазарией и создание фемы Климаты-Херсона, наконец, появление итальянских факторий и возникновение генуэзской Газарии. Успех христианской миссии Византии был бы невозможен без наличия движения с севера, обусловившего рецепцию византийской цивилизации Русью-Россией и определившего геополитические контуры современного мира. Во встречном направлении шло продвижение на юг Руси и становление пути «из варяг в греки», морские походы русских князей на Константинополь, взятие Корсуни Владимиром Святым и Крещение Руси, включение русских земель в систему византийской церковной структуры. На новом историческом этапе, после падения Византии, роль христианской православной империи перешла к России и процессы межцивилизационного взаимодействия в регионе поменяли вектор. Но и в новых условиях меридиональное измерение имеет несравненно более важное значение, чем измерение широтное, что определяет будущую геополитическую перспективу.

Литература:

1. Айбабин А.И. Этническая история ранневизантийского Крыма. — Симферополь, 1999.

2. Бибиков М.В. Byzantinorossica: Свод византийских свидетельств о Руси: в 2 т. — М., 2004–2009.

3. Генуэзская Газария и Золотая Орда. — Кишинев, 2015.

4. Жебелев С.Ю. Северное Причерноморье в античную эпоху. — М., 1953.

5. Иванчик А.И. Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII–VII вв. до н.э. в античной литературной традиции. — М.: Берлин, 2005.

6. Могаричев Ю.М., Сазанов А.В., Сорочан С.Б. Крым в «хазарское» время (VIII — середина X в.): вопросы истории и археологии. — М., 2017.

7. Повесть временных лет. — СПб., 2012.

8. Роменский А.А. Империя ромеев и «тавроскифы». — Харьков, 2017.

9. Слядзь А.Н. Византия и Русь. — СПб., 2014.

10. Сорочан С.Б., Зубарь В.М., Марченко Л.В. Жизнь и гибель Херсонеса. — Харьков, 2006.

11. Яйленко В.П. Греческая колонизация VIII–III вв. до н.э. — М., 1982.

12. Якобсон А.Л. Крым в Средние века. — М., 1973.

13. Darrouzès J. Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae / Texte critique, introduction et notes. — Paris, 1981.

14. Khvalkov E. Thecolonies of Genoain the Black Searegion: evolution and transformation. — London; New York, 2017.

В течение веков, даже тысячелетий регион Северного Причерноморья имел наиболее устойчивые связи с востоком Евразийского континента. Начиная с каменного века и формирования акватории Черного моря движение человеческих популяций, племен и народов происходило в этом регионе главным образом с востока на запад, определяя вектор распространения культур, языков и традиций. Особенности рельефа и климата предопределили роль степной и лесостепной полосы Причерноморья как транзитного коридора, по которому происходили миграции из Центральной Евразии, Южного Урала и Нижнего Поволжья. Одна за другой здесь сменяли друг друга волны переселенцев, двигавшиеся с востока на запад: индоевропейцы, предки иллирийцев, фракийцев и греков, северные иранцы (киммерийцы, скифы и сарматы), гунны, авары, тюрки, протоболгары, хазары, угры, печенеги, кыпчаки-половцы, монголо-татары. Немногочисленные встречные волны, двигавшиеся с запада на восток, имели место спорадически, лишь как «откатные», возвратные волны. Не будет преувеличением сказать, что с точки зрения количественной, то есть по численности перемещающихся масс населения и степени их военной активности, широтный вектор геополитического влияния, направленный с востока на запад, в развитии Северного Причерноморья доминировал безусловно. Каждый из этих народов оставлял более или менее глубокий след в этнической и политической истории Древнего, античного и средневекового мира. Однако их культурное наследие оказалось на удивление эфемерным — по-видимому, прежде всего в силу преимущественно кочевого характера их культуры, почти полного отсутствия городов и, как следствие, неспособности к созданию высокоразвитой цивилизации [5; 6].

Наряду с широтным имело место и меридиональное движение. Оно шло в двух направлениях: с юга на север, по берегам и акватории Черного моря, и с севера на юг, по крупным рекам — Днестру, Южному Бугу, Днепру и Дону. В отличие от движения с востока, связанного главным образом с переселением народов и племен, оно носило по преимуществу торгово-экономический и культурный характер и, как правило, не приводило к смене этнической картины региона. Главными исключениями стали греческая колонизация в античную эпоху [2], готская экспансия в III–IV вв. и, наконец, продвижение к черноморским берегам восточных славян, с IX в. объединившее восточнославянские племена крупнейшего европейского государства Средневековья и Нового и Новейшего времени — Руси/России.

Для Цитирования:
Кузенков Павел Владимирович, Христианская миссия в Северном Причерноморье и ее геополитическое значение. Вопросы культурологии. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: