По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 343.1

Хозяйственные отношения в бюджетных учреждениях: что должен знать бухгалтер

Лебедева Елена Ивановна канд. юрид. наук, доцент кафедры права, эксперт ИПБ России E-mail: avpra@mail.ru
Лебедев В.А. канд. экон. наук, заведующий учебно-проектной лабораторией междисциплинарного развития ИТ-компетенций, ФГБУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36

Рассмотрены ситуации, возникающие в деятельности, приносящей доходы бюджетному учреждению. Проведен анализ нормативных актов, регламентирующих особенности оказания бюджетными учреждениями платных медицинских и образовательных услуг. Статья поступила 1 февраля 2017 г.

Литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://www.сonsultant.ru.

2. Федеральный закон от 08.09.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://www.сonsultant.ru.

3. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://www.сonsultant.ru.

4. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http:// www.сonsultant.ru.

5. Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://www.сonsultant.ru.

6. Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://www.сonsultant.ru.

7. Распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010 № 1505-р «Об утверждении Методических рекомендаций по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности» [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://www.сonsultant.ru.

8. Письмо Рособрнадзора от 09.09.2014 № 11-201 «Методические материалы о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности» [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://www.сonsultant.ru.

9. Лебедева Е.И., Лебедев В.А. Бюджетное учреждение: правовые аспекты распоряжения имуществом // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2016. — № 11.

10. Лебедева Е.И., Лебедев В.А. Имущество бюджетного учреждения и материальная ответственность работника // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2016. — № 8.

В 2010 г. Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [2] были внесены поправки в Гражданский, Бюджетный кодексы, а также в федеральные законы «Об образовании», «Об автономных учреждениях», в другие документы, регламентирующие деятельность учреждений.

Было существенно уточнено правовое положение бюджетного учреждения, осуществляющего в рамках устава и в пределах целевого назначения имущества деятельность, приносящую доходы, что, в свою очередь, потребовало от всех бюджетников проводить постоянный мониторинг хозяйственного, трудового, налогового законодательства, а также разъяснять сложные вопросы практики его применения.

Бюджетные учреждения образования и медицины оказывают услуги не только в рамках социальной функции государства — по его заданиям и за счет государственных субсидий. Права учреждений по распоряжению имуществом были существенно расширены, создана возможность сокращения внутренних издержек бюджетных учреждений за счет привлечения внебюджетных источников и, возможно, главное — заявлена необходимость «зарабатывать деньги» самостоятельно, оказывая образовательные и медицинские услуги на платной основе.

Безусловно, при вхождении бюджетных учреждений «в рынок» особенности их правового положения позволяют существенно снизить риски, в том числе и государства, и учреждения, и заказчиков государственных услуг. Законодатель определил и поддерживает порядок, при котором за бюджетным учреждением закреплено имущество. На этой имущественной основе и за счет средств ежегодных субсидий на осуществление своей деятельности учреждение может, помимо государственных задач, оказывать на платной основе услуги, приносящие ему дополнительные доходы.

Отличительной особенностью такого механизма является синергетический эффект: бюджетное учреждение не должно вкладывать какиелибо дополнительные средства, например кредиты, в развитие своей деятельности, а расходует полученные: из государственных и частных источников.

Для Цитирования:
Лебедева Елена Ивановна, Лебедев В.А., Хозяйственные отношения в бюджетных учреждениях: что должен знать бухгалтер. Бухучет в здравоохранении. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: