По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

«Хотим внедрить новые KPI через две недели»

Гульфира Крок ритейл-эксперт

У меня это частый вопрос по категорийным менеджерам, но касается любых должностей. Отвечаю, почему это невозможно — не нужно — очень вредно.

Как вы знаете, KPI — это «линейка», с помощью которой измеряется степень выполнения работником задачи. Например, мы поставили задачу работнику «управлять товарным запасом», и в рамках этой задачи определили, что он должен (в том числе) «соблюдать норматив оборачиваемости», вот и измеряем каждый месяц, насколько он ее выполняет — через долю SKU, по которым норматив превышен.

Задач у работника, конечно, несколько. И у каждой задачи могут быть несколько показателей, за которые работник отвечает. Например, в рамках задачи «управление товарными запасами» работник может отвечать кроме оборачиваемости еще за соблюдение доли аут-оф-стока и за соблюдение доли неликвидного запаса.

Итак, чтобы появились KPI, нужны сформулированные задачи. И ответственность. Откуда их взять? Из функционала должности. НЕ из запылившейся должностной инструкции в отделе кадров; НЕ из описания, составленного HR-ом; НЕ из списка функций, составленного руководителем отдела. Из функционала должности, который «вытекает» из цели и задач подразделения. А цель и задачи подразделения может (вправе) составить только вышестоящий руководитель. Да-да, начальник сам себе задачи не пишет — это один из главных законов управления, задачи ставит вышестоящий начальник. Откуда взять цель и задачи подразделения? Конечно, из целей компании. А кто формулирует цели компании? Собственник. Это называется «декомпозиция целей» — от целей бизнеса к задачам работника.

Еще в подходе МВО (management by objectives, управление по целям) задачи работника определялись как результат тотального описания целей и задач в компании сверху вниз. И выполнение каждым работником своих задач приводит к достижению целей компании.

Чтобы появились KPI, нужны сформулированные задачи. И ответственность.

А теперь ответьте на вопрос, проделана ли у вас работа по декомпозиции целей? Часто отвечают: «Нет, это долго, а нам надо срочно, есть же какие-то задачи, которые всегдашние, и по ним можно ведь установить KPI? Не по всем задачам, а по главным? Сделаем сейчас простенькую мотивацию, временную, а потом уже всё грамотно составим по-правильному». Давайте представим, вы учитесь водить машину. Изучили педаль газа и тормоза, узнали, как крутить руль, про поворотники, зеркала и пр. И вот вам дают машину, чтобы вы на ней поехали из пункта А в пункт В. Но говорят, пока в машине есть только педаль газа, педаль тормоза будет позже (если сильно не разгоняться, то сбрасывая газ можно же затормозить?); поворотников тоже пока нет, и боковое зеркало только с одной стороны. В остальном всё в порядке, машина едет, следовательно, можно начать движение, остальные опции со временем появятся! Вот так примерно будет выглядеть «машина управления» вашим бизнесом, если взять только некоторые главные KPI для системы мотивации.

Для Цитирования:
Гульфира Крок, «Хотим внедрить новые KPI через две недели». Современная торговля. 2023;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: