Как вы знаете, KPI — это «линейка», с помощью которой измеряется степень выполнения работником задачи. Например, мы поставили задачу работнику «управлять товарным запасом», и в рамках этой задачи определили, что он должен (в том числе) «соблюдать норматив оборачиваемости», вот и измеряем каждый месяц, насколько он ее выполняет — через долю SKU, по которым норматив превышен.
Задач у работника, конечно, несколько. И у каждой задачи могут быть несколько показателей, за которые работник отвечает. Например, в рамках задачи «управление товарными запасами» работник может отвечать кроме оборачиваемости еще за соблюдение доли аут-оф-стока и за соблюдение доли неликвидного запаса.
Итак, чтобы появились KPI, нужны сформулированные задачи. И ответственность. Откуда их взять? Из функционала должности. НЕ из запылившейся должностной инструкции в отделе кадров; НЕ из описания, составленного HR-ом; НЕ из списка функций, составленного руководителем отдела. Из функционала должности, который «вытекает» из цели и задач подразделения. А цель и задачи подразделения может (вправе) составить только вышестоящий руководитель. Да-да, начальник сам себе задачи не пишет — это один из главных законов управления, задачи ставит вышестоящий начальник. Откуда взять цель и задачи подразделения? Конечно, из целей компании. А кто формулирует цели компании? Собственник. Это называется «декомпозиция целей» — от целей бизнеса к задачам работника.
Еще в подходе МВО (management by objectives, управление по целям) задачи работника определялись как результат тотального описания целей и задач в компании сверху вниз. И выполнение каждым работником своих задач приводит к достижению целей компании.
Чтобы появились KPI, нужны сформулированные задачи. И ответственность.
А теперь ответьте на вопрос, проделана ли у вас работа по декомпозиции целей? Часто отвечают: «Нет, это долго, а нам надо срочно, есть же какие-то задачи, которые всегдашние, и по ним можно ведь установить KPI? Не по всем задачам, а по главным? Сделаем сейчас простенькую мотивацию, временную, а потом уже всё грамотно составим по-правильному». Давайте представим, вы учитесь водить машину. Изучили педаль газа и тормоза, узнали, как крутить руль, про поворотники, зеркала и пр. И вот вам дают машину, чтобы вы на ней поехали из пункта А в пункт В. Но говорят, пока в машине есть только педаль газа, педаль тормоза будет позже (если сильно не разгоняться, то сбрасывая газ можно же затормозить?); поворотников тоже пока нет, и боковое зеркало только с одной стороны. В остальном всё в порядке, машина едет, следовательно, можно начать движение, остальные опции со временем появятся! Вот так примерно будет выглядеть «машина управления» вашим бизнесом, если взять только некоторые главные KPI для системы мотивации.