По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332 DOI:10.33920/sel-04-2505-02

«Хлеб нужен фронту, как оружие». Летопись подвига колхозного крестьянства в годы Великой Отечественной войны в плакатах советских художников

Смоленская В.К. доцент каф. основ архитектуры, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», Москва, Е-mail: contact@smolenskaya.info
Занегина А.Б. доцент каф. основ архитектуры, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», Москва, Е-mail: anna-zanegina@yandex.ru
Левенцева Е.Н. доцент каф. основ архитектуры, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», Москва, Е-mail: sekretsv@mail.ru
Караульных Е.И. доцент каф. основ архитектуры, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», Москва, Е-mail: katemir13@mail.ru

Статья, предложенная авторами, содержит данные об экономическом положении СССР в годы Великой Отечественной войны и, кроме того, иллюстрации с графических листов, созданных нашими художниками-плакатистами, где с плакатов на нас смотрят советские крестьяне. Эти произведения ярко отражают жизнь страны того периода — героический подвиг народа в городах и селах, передают дух эпохи, ее напряженный ритм. В задачу предлагаемой статьи входит представление плаката, как одного из видов творческой деятельности художника, отражающего образ жизни человека в конкретном историческом временном отрезке, а также связи с различными художественными течениями.

Литература:

1.Вашик К., Бабурина Н. Искусство русского плаката XX века. Реальность утопии: монография. — Москва, ИМА-Пресс, 1996. — 422 с.

2.Веселова Ю.В., Семёнов О.Г. Графический дизайн рекламы. Плакат. — Новосибирск, НГТУ, 2012. — 104 с.

3.Кудин П., Ломов Б., Митькин А. Психологи восприятия и искусство плаката (фрагменты). — Москва, Плакат, 1987. — 208 с.

4.Петухова Е.А., Янченко Г. Искусство западноевропейского и американского плаката конца XIX века в зарубежной и отечественной историографии. — 2016. — 24 с.

5.Вознесенский Н.А. Военная экономика в период Великой Отечественной войны / Н.А. Вознесенский. — М.: ОГИЗ «Госполитиздат», 1948. — 192 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://djvu.online/file/ZLsK9pujHDsUd;

6.Растянников В.Г., Дерюгина И.В. Урожайность хлебов в России 1795–2007. М.: ИВ РАН, 2009 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://book.ivran.ru/f/rastyannikovderyuginaurozhajnosthlebovvrossii.pdf.

7.Корнилов Г.Е. Бедность как образ жизни: уральская деревня в военные и послевоенные годы (19411953) // Статья в журнале «Экономическая история», вып. 3 (40) 2013 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://uralhist.uran.ru/pdf/UIV_3 (40)_2013_Kornilov.pdf

8.Мотревич В.П. Деревенская повседневность на Урале: доходы и потребности сельчан в годы Великой Отечественной войны, статья. Режим доступа: https://elar. urfu. ru/bitstream/10995/71153/3/motrevich-978-5–7845-0531-6_2018.pdf; Уральская деревня в годы военного лихолетья [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://plakatpobedy.tilda.ws/gallery8

9.78 плакатов СССР Дюкского университета (1919–1989 гг.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cameralabs.org/11956-78-plakatov-sssr-iz-kollektsii-dyukskogo-universiteta-1919-1989-gody (дата обращения: 09.09.2024).

10. Нижегородская областная универсальная библиотека им. В.И. Ленина (НГОУНБ) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ngounb.ru/?p=13108 (дата обращения: 09.10.2024).

11. Выставочный зал Боевой Славы (про нетрудовые подвиги колхозников) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://vk.com/wall-98707733_64078 (дата обращения: 09.09.2024).

12. Плакаты для тыловиков [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://jo-jo.ru/pictures/27920‑plakaty-dlya-tylovikov.html (дата обращения: 10.11.2024).

13. Россия: сведения об урожайности зерновых культур, 1896–2007 гг. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — https://ветераны-юм.рф/index.php?option=com_content&view=article&id=290:19411945&catid=20:2014-06-21-21-45-21&Itemid=25 (дата обращения: 16.11.2024).

14. Обеспечение населения СССР продуктами питания во время Великой Отечественной войны 1941– 1945 гг. Приложение No 3: Сведения. Источник https://article.unipack.ru/74436/.

15. Постановление Совета Министров и ЦК ВКП (б) «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». 14.12.1947.

16. «Военно-хозяйственный план на IV квартал 1941 года и на 1942 год по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии» (16 августа 1941 г.).

Для советского крестьянства время Второй мировой войны явилось периодом высоких жертв, мощным проявлением патриотизма, объединением народных масс в борьбе с общим врагом, искренне верящих в то, что после победы жизнь будет светлой и радостной. Фашистская Германия, рассчитывая на сопротивление жителей села коллективизации, ошиблась в своих надеждах на шаткость колхозного движения в СССР. Беспримерный, полный самопожертвования труд колхозного крестьянства в деле обеспечения продуктами войск и работников тыла привнес неоценимый вклад в дело нашей победы в Великой Отечественной войне. Удивительно то, что в дни разгула фашистской вакханалии советские крестьянские хозяйства продолжали активно снабжать армию и тыл, что отражалось и в искусстве плаката, как, например, в графическом листе художника Л. Дешко: «Хлеб нужен фронту, как оружие!» (1943, ил. 1). Колхозники, несмотря на тяжелейшие условия труда, упорно помогали приблизить день Победы над врагом, обеспечивая продовольственные и сырьевые поставки, по‑матерински заботились об участниках боев и членах их семей, помогая людям, вынужденным жить в эвакуации. Значимость работы в тылу приравнивалась к успехам на поле боя, что утверждал и ярко иллюстрировал плакат художника И. Холодова «Работать в тылу как на фронте» (1941, ил. 2). После завершения войны продолжилась трудовая, не менее героическая, деятельность советского народа, направленная на восстановление народного хозяйства, укрепление обороноспособности страны, покорение космоса, поднятие на более высокие уровни образования и спорта в СССР. Все эти достижения закономерно нашли свое отражение в советском изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, не стало исключением и искусство плаката. Плакат о нелегком труде крестьян занял особое место в искусстве агитации в годы войны, он был не менее важен, чем успех на поле боя. Сельское хозяйство справлялось с задачей снабжения армии, хотя и с большим трудом. В годы Великой Отечественной войны гневные и непримиримые военные плакаты образовали стройные уличные шеренги и повели открытый и страстный разговор с народом и врагом: они звали к ис полнению воинского и гражданского долга, ободряли советских людей, обливали презрением паникеров и дезертиров, а когда обрушивались на врага, в их сокрушительном гневе и непобедимом сарказме было столько уверенности в победе, что она мгновенно зажигала и зрителя. Сначала в искусстве плаката на первый план выступил образ Матери-Родины, властно зовущей сыновей на подвиг. Затем ведущее место занял советский воин, вынесший на своих плечах основные тяготы войны. Не осталось без внимания художников-плакатистов и колхозное крестьянство: хотя с плакатов военного периода на зрителя смотрят улыбающиеся колхозницы, реальное состояние дел на селе было отнюдь не радостным.

Для Цитирования:
Смоленская В.К., Занегина А.Б., Левенцева Е.Н., Караульных Е.И., «Хлеб нужен фронту, как оружие». Летопись подвига колхозного крестьянства в годы Великой Отечественной войны в плакатах советских художников. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2025;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: