По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621

Химические источники тока*

Чупин Д.П. Омский государственный технический университет, г.Омск

Представлен сравнительный анализ химических источников тока для применения в электротранспорте. Литий-ферро-фосфатные аккумуляторы рассматриваются как наиболее перспективные для создания аккумуляторных батарей электромобилей.

Литература:

1. Брускин Д.Э., Зорохович А.Е., Хвостов В.С. Электрические машины: Учебник для электротехн. спец. вузов в 2 ч. Ч. 1. – М.: Высшая школа, 1987. - 319 с.

2. Щетина В.А., Морговский Ю.Я., Центер Б.И., Богомазов Б.А. Электромобиль. Техника и экономика. – Ленинград: Машиностроение, 1987. - 253 с.

3. Коровин Н.В., Скундин А.М. Химические источники тока. – М.: Изд-во МЭИ, 2003. – 740 с.

4. http://geektimes.ru/post/137276 [Электронный ресурс]. (Дата обращения: 25.05.2015).

5. www.zr.ru/content/articles/628399legendy-ellady [Электронный ресурс]. (Дата обращения: 25.05.2015).

Большой интерес проявляется к транспортным средствам на электрической тяге и источником энергии в виде химического источника тока (ХИТ) на борту. Такой вид транспорта обладает неоспоримыми плюсами:

• электрические двигатели (ЭД) имеют сравнительно высокий КПД (70-93 %), в сравнении с двигателями внутреннего сгорания (22-42 %) [1];

• ЭД не производят вредных выбросов в атмосферу в месте его нахождения (если пренебречь выбросами при производстве электроэнергии);

• конструкция электромобиля проще в виду простоты конструкции ЭД и отсутствии потребности в коробке переключения передач (ЭД имеют высокий крутящий момент в широком диапазоне частот вращения вала и могут реверсироваться) и т.п. [2].

Однако, электромобили обладают и недостатками, большинство из которых связаны с несовершенством ХИТ:

• малый запас хода электромобилей на одной зарядке (150-400 км);

• длительное время зарядки аккумуляторов электромобиля в сравнении с заправкой топливом;

• снижение емкости ХИТ при низких температурах окружающей среды, и как следствие, сокращается запас хода.

В качестве ХИТ в электромобиле применятся свинцово-кислотные (крайне редко), никелькадмиевые и литий-ионные аккумуляторы [2].

Свинцово-кислотный аккумулятор состоит из электродов в виде свинцовых решёток, ячейки которых заполнены активной массой. В качестве активной массы положительного электрода используют диоксид свинца PbO2, отрицательного – чистый металлический свинец Pb. Для разделения разноименных электродов используются сепараторы - пористые полимерные перегородки. Электроды находятся в электролите, которым служит водный раствор серной кислоты H2SO4 высокой степени чистоты.

Электрохимический процесс, проходящий в свинцово-кислотном аккумуляторе, описывается общим уравнением (разряд – слева на право):

Согласно уравнению (1), при разряде аккумулятора на обоих электродах образуется сульфат свинца, а электролит разбавляется водой. При заряде происходит обратная реакция. Емкость свинцово-кислотного аккумулятора снижается при высоких токах разряда. Так теоретически удельная емкость диоксида свинца составляет 240мА·ч/г, свинца – 257 мА·ч/г. При токе 20-часового разряда емкость диоксида свинца составляет лишь 100 мА·ч/г, свинца – 110 мА·ч/г. Серная кислота электролита тоже является расходуемым компонентом. Ее удельная емкость достигает 273 мА·ч/г [3].

Для Цитирования:
Чупин Д.П., Химические источники тока*. Электроцех. 2016;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала