Идея профориентационного проекта зародилась давно. Каждая семья Менделеевска так или иначе связана с химической промышленностью, ведь в районе три завода. Я, бывший сотрудник химзавода им. Л.Я. Карпова, лаборант 5-го разряда, а сейчас сотрудник музея, на собственном опыте убедилась, насколько увлекательной и занимательной может быть химия. Так возникла идея на базе музея создать площадку, где люди увидят химию как науку с разных, порой неожиданных сторон. С помощью химических опытов можно будет наблюдать вступление в реакцию кислот и щелочей, как при использовании индикаторов меняется окраска реактивов и многое другое. А еще найти научное объяснение тому, с чем мы сталкиваемся в бытовой жизни и природе.
Первые занятия начались в 2018 году в рамках акции «Ночь искусств». Провели пробное занятие, но столкнулись с рядом организационных вопросов. Проблема, идея и интерес экскурсантов подтолкнули к написанию проекта и участию в конкурсах. Лабораторию поддержали благотворительные фонды «Лукойл», «Татнефть» и Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь).
Сам профориентационный проект определил своей целевой аудиторией учащихся 5–7-х классов. Тех, кто не изучает еще химию и не замучен сложными терминами, но знает, что такое техника безопасности. Именно они станут будущим поколением маленького химического городка.
Цикл занятий включал в себя лекции по истории заводов, музейных воркшопов, изучение основ химических реакций, знакомство с лабораторией и оборудованием. По окончании проекта состоялся хакатон, где юные «наследники Менделеева» показали свои теоретические и практические знания, решали кейсы. Уже сейчас от семиклассников можно было услышать пожелание продолжить обучение и подготовку к олимпиаде по химии. Это и было целью проекта «Наследники Менделеева».
Почему музей стал площадкой для проекта? Все просто. В первую очередь это новая форма музейного взаимодействия. Современные экскурсанты хотят быть не только слушателями, но и участниками процесса. Мы выбрали воркшопы, раскрывающие индивидуальность города Менделеевска как с исторической, так и с научной точки зрения. Также открытость и оснащенность лаборатории становятся преимуществом над такими же площадками на производстве и в образовательных учреждениях.