Тема технологического рывка и ускорения научно-технологического развития государства – ключевой элемент новой экономической политики РФ. Триггерами технологического рывка чаще всего считают робототехнику, постгеномные технологии, искусственный интеллект. Но сейчас эти технологии еще не сформировали самостоятельных отраслей, а в традиционной экономике базовыми секторами являются автомобилестроение, комплекс конструкционных материалов, сельское хозяйство, машиностроение. По этой причине в среднесрочной перспективе возможности экономики России будут определены скоростью усовершенствования традиционных секторов экономики и промышленности.
Автопромышленность, какая не включена в перечень высокотехнологичных отраслей, по итогам 2017 года вошла в топ-3 отраслей (также в него включены ИКТ и здравоохранение), какие отличаются максимальными бюджетами на НИОКР, иными словами, уровень наукоемкости автомобильной промышленности за последнее десятилетие является одним из наиболее высоких среди шести наиболее крупных промышленных секторов. Эти данные были в докладе Европейской комиссии EU Industrial R&D Investment Scoreboard 2017.
Что способствует трансформации невысокотехнологичной отрасли в наукоемкую и провоцирует участников глобального рынка формировать внушительные бюджеты на корпоративные НИОКР, что ведет к технологического развитию и рывку? Как гипотеза предполагается такой ответ на этот вопрос: активное технологическое развитие экономического сектора начинается в условиях, когда появляется новая технология, которая характеризуется потенциалом радикальной трансформации рынка.
Сейчас в состоянии такой радикальной трансформации находится глобальный рынок автомобильной промышленности. Эксперты McKinsey&Company выделяют такие технологические тренды в секторе автоиндустрии, способные спровоцировать смену лидеров рынка:
• электрификация транспорта;
• подключенность транспорта;
• распространение новых форм мобильности;
• автономное вождение.