По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.8 — 008.6:613.863

Характеристика синдрома эмоционального «выгорания» у лиц, работающих в специальных образовательных учреждениях

Суворов Вадим Германович доктор медицинских наук, заведующий отделением реабилитации профессиональных и неинфекционных заболеваний Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Научно-исследовательский институт медицины труда им. академика Н. Ф. Измерова» (ФГБНУ НИИ МТ), Москва, e-mail: margo-183@rambler.ru
Белова Татьяна Олеговна младший научный сотрудник отделения реабилитации профессиональных и неинфекционных заболеваний Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Научно-исследовательский институт медицины труда» (ФГБНУ НИИ МТ), Москва, e-mail: niimt@niimt.ru
Суворова Кира Осиповна кандидат медицинских наук, доцент кафедры профпатологии и производственной медицины Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Министерства здравоохранения Российской Федерации» (ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России), e-mail: rmapo@rmapo.ru

Представлены результаты исследования психологических особенностей эмоционального «выгорания» у 55 учителей специальных образовательных учреждений. Установлено, что у этой категории обследуемых по сравнению с педагогами массовых образовательных учреждений отмечается более частое и раннее формирование синдрома эмоционального «выгорания» с преобладанием фаз напряжения и истощения, приводящих к выраженным психологическим нарушениям.

Литература:

1. Бойко В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. — СПб.: Питер, 2009. — 278 с.

2. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. — 2005. — № 2. — С. 96–103.

3. Водопьянова Н. А. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2005. — 336 с.

4. Леонова А. Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики до коррекции // Психологический журнал. — 2004. — Т. 25. — № 2. — С. 86–92.

5. Митина Л. М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. — М.: Флинта, — 2001. — 192 с.

6. Прохоров А. О. Психические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке // Вопросы психологии. — 1990. — № 6. — С. 68–74.

7. Реан А. А., Баранов А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. — 1997. — № 1. — С. 45–55.

8. Рыжов А. Я. Физиологическая характеристика преподавательского труда и его оптимизация в условиях вуза. — Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2009. — 214 с.

9. Сипко Г. В. Гигиенические принципы профилактики психосоматической патологии у работников административно-управленческого аппарата: Автореф. дис. … канд. мед. наук. — М., 2003. — 24 с.

10. Улыбина Е. В. Проблемы агрессии учителя-профессионала // Становление личности учителя-профессионала: проблемы и перспективы. — Ставрополь, 1993. — С. 75–76.

11. Филина С. П. О синдроме профессионального «выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы // Школьный психолог. — 2003. — № 36. — С. — 18–19.

12. Форманюк Т. В. Синдром эмоционального выгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. — 1994. — № 6. — С. 57–63.

13. Янданова Т. И. Психологический анализ самооценки учителя-дефектолога // Дефектология. — 2001. — № 2. — С. 37–43.

14. Maslach C. Job Burnout // Annual Review of Psychology. — 2001. — Vol. 52. — P. 397–422.

15. Ramsey R. D. How to stay fresh on the job // Supervision. — 1999. — Vol. 60. — P. 5.

Последние годы в профпатологии активно развивается проблема синдрома эмоционального «выгорания» (СЭВ) у работников, занятых в различных профессиональных областях, работающих в системе «человек — человек» [2–4, 14, 15]. Интерес к этой проблеме связан с тем, что в ответ на воздействие хронического производственного стресса возникает истощение эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работника, следствием чего является не только нарушение психического здоровья, но и развитие разнообразной соматической патологии [8, 9].

Многочисленные публикации посвящены выяснению распространения, особенностей формирования и структуры СЭВ у учителей массовых образовательных учреждений [5–7]. Однако недостаточно изучена эта проблема у лиц, осуществляющих образовательную деятельность в области коррекционной педагогики. Имеются лишь единичные работы, касающиеся проблемы СЭВ педагогов специальных коррекционных образовательных учреждений, в которых обучаются дети с нарушением слуха и зрения [12, 13]. Исследований СЭВ у педагогов специальных образовательных учреждений, работающих со сложной категорией детей с интеллектуальными нарушениями, в доступной литературе нами не обнаружено. Необходимо учитывать специфику работы педагогов специальных образовательных учреждений: постоянный напряженный контроль за доступностью подачи учебного материала, повышенную степень ответственности за детей, что приводит к значительному возрастанию интенсивности воздействия стрессорных агентов [10, 11].

Отсутствие достаточной изученности данной проблемы не позволило создать адекватную систему профилактических мероприятий, которая могла бы предотвратить и скорректировать негативные последствия влияния профессионального стресса на личность олигофренопедагога и улучшить качество профессиональной деятельности и жизни.

Задачей нашего исследования являлось изучение психологических особенностей формирования и структуры СЭВ у педагогов специальных образовательных учреждений с целью дальнейшей разработки путей коррекции психического здоровья.

Для Цитирования:
Суворов Вадим Германович, Белова Татьяна Олеговна, Суворова Кира Осиповна, Характеристика синдрома эмоционального «выгорания» у лиц, работающих в специальных образовательных учреждениях. Охрана труда и техника безопасности в учреждениях здравоохранения. 2019;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: