Последние годы в профпатологии активно развивается проблема синдрома эмоционального «выгорания» (СЭВ) у работников, занятых в различных профессиональных областях, работающих в системе «человек — человек» [2–4, 14, 15]. Интерес к этой проблеме связан с тем, что в ответ на воздействие хронического производственного стресса возникает истощение эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работника, следствием чего является не только нарушение психического здоровья, но и развитие разнообразной соматической патологии [8, 9].
Многочисленные публикации посвящены выяснению распространения, особенностей формирования и структуры СЭВ у учителей массовых образовательных учреждений [5–7]. Однако недостаточно изучена эта проблема у лиц, осуществляющих образовательную деятельность в области коррекционной педагогики. Имеются лишь единичные работы, касающиеся проблемы СЭВ педагогов специальных коррекционных образовательных учреждений, в которых обучаются дети с нарушением слуха и зрения [12, 13]. Исследований СЭВ у педагогов специальных образовательных учреждений, работающих со сложной категорией детей с интеллектуальными нарушениями, в доступной литературе нами не обнаружено. Необходимо учитывать специфику работы педагогов специальных образовательных учреждений: постоянный напряженный контроль за доступностью подачи учебного материала, повышенную степень ответственности за детей, что приводит к значительному возрастанию интенсивности воздействия стрессорных агентов [10, 11].
Отсутствие достаточной изученности данной проблемы не позволило создать адекватную систему профилактических мероприятий, которая могла бы предотвратить и скорректировать негативные последствия влияния профессионального стресса на личность олигофренопедагога и улучшить качество профессиональной деятельности и жизни.
Задачей нашего исследования являлось изучение психологических особенностей формирования и структуры СЭВ у педагогов специальных образовательных учреждений с целью дальнейшей разработки путей коррекции психического здоровья.