По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.955 DOI:10.33920/med-08-2009-04

Характеристика поведения обучающихся медицинского предуниверсария в отношении собственного здоровья

О. В. Тикашкина аспирант кафедры гигиены детей и подростков Института общественного здоровьяим. Ф. Ф. Эрисмана ФГАОУ ВО «Первый МГМУ имени И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет); 119991, г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2; младший научный сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России; 105064, г. Москва, Малый Казенный пер., д. 5, стр. 5; Е-mail: tikashkina_o_v@student.sechenov.ru
А. Ю. Макарова канд. мед. наук, доцент кафедры гигиены детей и подростков Института общественного здоровья им. Ф. Ф. Эрисмана ФГАОУ ВО «Первый МГМУ имени И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет); 119991, г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2; Е-mail: mau.kaf@yandex.ru

Старшие школьники находятся в особом периоде своей жизни, связанном с усиленной подготовкой к поступлению в вуз, что влияет на образ жизни и самочувствие, являющиеся факторами риска здоровью обучающихся. Целью исследования было изучение особенностей поведения обучающихся в отношении собственного здоровья Ресурсного центра «Медицинский Сеченовский Предуниверсарий» путем анкетирования. У 152 обследованных обучающихся 15–17 лет были выявлены: нарушение кратности и регулярности питания, дефицит потребления в рационе белка, овощей и фруктов. У значительной части выявлен дефицит двигательной активности. При этом учащиеся имеют жалобы вегетативного характера: испытывают беспокойство, цефалгию и частую раздражительность, отмечены частые боль в спине. Недостаток личного времени выявлен у каждого четвертого учащегося.

Литература:

1. Баранов А. А., Намазова-Баранова Л. С., Альбицкий В. Ю., Терлецкая Р. Н., Антонова Е. В. Состояние и проблемы здоровья подростков в России. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2014; 6: 10–14.

2. Дьячкова М. Г., Заросликова Л. А., Мордовский Э. А. Питание подростков как фактор здоровьесберегающего поведения. Экология человека. 2013; 8: 32–37.

3. Игнатова О. А., Меньшикова Л. И., Дьячкова М. Г. Качество жизни в оценке состояния здоровья подростков. Здоровье и образование в XXI веке. 2017; 7: 81–83.

4. Рапопорт И. К., Сухарева Л. М. Одиннадцатилетнее лонгитудинальное наблюдение: распространенность и течение функциональных отклонений и хронических болезней у московских школьников. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019; 1: 19–27.

5. Соколова С. Б. Распространенность поведенческих факторов риска, определяющих здоровье, среди обучающихся 7–8 и 10–11 классов г. Москвы. Здоровье населения и среда обитания. 2018; 8: 4–10.

6. Попова Н. М., Исхакова М. К., Рустамов М. А., Закирова А. А., Баязитов Р. Р. Анализ состояния здоровья подростков. Проблемы науки. 2017; 5 (18): 92–97.

7. Куинджи Н. Н., Зорина И. Г. Опыт применения социально-гигиенического мониторинга в гигиене детей и подростков. Гигиена и санитария. 2012; 4 (91): 53–57.

8. Милушкина О. Ю. Физическое развитие и образ жизни современных школьников. Вестник Российского государственного медицинского университета. 2013; 3: 68–71.

9. Ганузин В. М., Черная Н. Л. Школа без педагогического насилия — необходимое условие сохранения здоровья обучающихся. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013; 2: 38–40.

10. Тутельян В. А., Никитюк Д. Б., Шарафетдинов Х. Х. Здоровье молодежи: новые вызовы и перспективы. Москва: Издательско-полиграфический центр «Научная книга». 2019: 340.

11. Кучма В. Р., Соколова С. Б. Основные тренды поведенческие рисков, опасных для здоровья. Анализ рисков здоровью. 2019; 2: 4–13.

1. Baranov A. A., Namazova-Baranova L. S., Albitskii V. Yu., Terletskaia R. N., AntonovaE.V. The conditionand problems of adolescents' health in Russia. Problemy social'noj gigieny, zdravoohranenija i istorii mediciny. 2014; 6: 10–14. (in Russian)

2. Dyachkova M. G., Zaroslikova L. A., Mordovsky E. A. Adolescents’ nutrition as a factor of health saving behavior. Jekologija cheloveka. 2013; 8: 32–37. (in Russian)

3. Ignatova O. A., Menshikova L. I., D'yachkova M. G. Quality of life in the evaluation of adolescent`s health. Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke. 2017; 7: 81–83. (in Russian)

4. Rapoport I. K., Sukhareva L. M. Eleven-year longitudinal observation: the prevalence and course of functional disorders and chronic disease among Moscow schoolchildren. Voprosy shkol'noj i universitetskoj mediciny i zdorov'ja. 2019; 1: 19–27. (in Russian)

5. Sokolova S. B. The prevalence of behavioral risk factors, determining health state, among moscow schoolchildren of 7–8 and 10–11 grades. Zdorov'e naselenija i sreda obitanija. 2018; 8: 4–10. (in Russian)

6. Popova N. M., Ishakova M. K., Rustamov M. A., Zakirova A. A., Bajazitov R. R. Analysis of adolescent health. Problemy nauki. 2017; 5 (18): 92–97. (in Russian)

7. Kuindzhi N. N., Zorina I. G. Experience of application of social hygienic monitoring in hygiene of children and adolescents and the lessons resulting from it. Gigiena i sanitarija. 2012; 4 (91): 53–57. (in Russian)

8. Milushkina O. Yu. Physical development and lifestyle of today’s schoolchildren. Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta. 2013; 3: 68–71. (in Russian)

9. Ganuzin V. M., Chernaja N. L. School without pedagogical violence — as a necessary condition of health care of students. Voprosy shkol'noj i universitetskoj mediciny i zdorov'ja. 2013; 2: 38–40. (in Russian)

10. Tutel'jan V. A., Nikitjuk D. B., Sharafetdinov H. H. Youth health: new challenges and prospects. Moscow: Publishing and printing center «Scientific book». 2019: 340. (in Russian)

11. Kuchma V. R., Sokolova S. B. Basic trends in behavioral health risks. Analiz riskov zdorov'ju. 2019; 2: 4–13. (in Russian)

Conflict of interest. The author declares that there is no conflict of interest.

Financing. The study had no sponsorship

В современных социально-экономических условиях общество нуждается в высококвалифицированных кадрах, в особенности среди работников медицинской сферы. Профессия врача является одной из самых трудных и ответственных, требует обширных знаний и умений, и в связи с этим подготовка будущих врачей начинается уже со школьной скамьи. В 2016 г. был открыт Ресурсный центр «Медицинский Сеченовский Предуниверсарий», в котором школьники 10 и 11 классов начинают свой путь освоения медицинской науки. При изменении структуры учебного дня и многократно возросшей нагрузке многие учащиеся могут испытывать стресс, что может негативно сказываться на состоянии здоровья подростков.

Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает обеспокоенность и сохраняет негативные тенденции [1–6], которые должны учитываться при профильной подготовке старшеклассников.

Основную роль в формирования отклонений в состоянии здоровья играют факторы риска, которые повышают вероятность развития заболеваний, их прогрессирования и неблагоприятный исход [7–9].

Профилактическая деятельность по охране и укреплению здоровья показала, что использование средств физической культуры и спорта исключительно высокоэффективно в борьбе с наркоманией, алкоголизмом, курением и правонарушением, особенно среди учащихся общеобразовательных школ [10].

Цель работы: изучить особенности поведения обучающихся медицинского предуниверсария в отношении собственного здоровья.

В исследовании приняли участие 152 подростка в возрасте от 15 до 17 лет, обучающихся в Ресурсном центре «Медицинский Сеченовский Предуниверсарий», из которых 44 (28,95 %) — юноши и 108 (71,05 %) — девушки. Для изучения поведенческих факторов риска развития заболеваний среди учащихся была использована анкета для школьников «Поведение детей в отношении здоровья» (Health Behaviour in School — Aged Children (HBSC)). В анкете представлены вопросы о социальной среде, включающие семью, сверстников и школу; показателях здоровья, характеризующих уровень здоровья и благополучия на момент проведения исследования; поведение, сопряженное с риском для здоровья (курение, употребление алкоголя, агрессивное поведение); поведение, способствующее позитивно влиять на здоровье (питание, физическая активность).

Для Цитирования:
О. В. Тикашкина, А. Ю. Макарова, Характеристика поведения обучающихся медицинского предуниверсария в отношении собственного здоровья. Санитарный врач. 2020;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: