Ценовое давление на предприятия не перестает увеличиваться из-за глобальной конкуренции. И внутренняя, и зарубежная конкуренция являются провокаторами радикального снижения расходов производств руководителей крупных холдингов и отдельных заводов. В последние 10 лет прослеживаются две тенденции, которые связаны с технологическим процессом производства на предприятиях промышленной сферы:
• цикл жизни продукции сокращается, а число наименований увеличивается;
• заказы нуждаются в более оперативной обработке и становятся индивидуализированными.
Чтобы предприятие могло сохранять конкурентоспособность, целесообразно улучшать качество продукции и одновременно с этим сокращать расходы на производство.
Основные операционные затраты промышленного предприятия:
• сырье и материалы;
• транспорт;
• организация складирования;
• энергетика;
• фонд оплаты труда;
• иные затраты.
Руководящий состав предприятия, прежде всего, пытается уменьшить расходы за счет складирования и транспортировки сырья или продукции, иными словами, модернизирует внутреннюю и/или внешнюю логистику. Одновременно с этим данные затраты могут достигать половины от общей величины операционных расходов. Но провокатором изменений транспортной и складской структуры предприятия может быть не только уменьшение затрат, но и следующие факторы:
• изменение ассортимента продукции;
• модификация структуры производства;
• аутсорсинг части процессов;
• перемещение производства в другое место;
• смена клиентов и/или поставщиков.
В целях уменьшения при складировании и транспортировке сырья и готовой продукции целесообразно модернизировать внутреннюю логистику предприятия. Требуется учитывать, что при рассмотрении логистики следует применять комплексный подход, охватывающий следующие аспекты:
1. Системная организация, учитывающая взаимодействие между отдельными площадками производства и процессами транспортировки в границах предприятия.