По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.4

Характеристика моделей функционирования мирового рынка авиатранспортных перевозок

Семенова Алла Анатольевна доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры таможенного права и организации таможенной деятельности ФГАОУ ВО «РУТ» (МИИТ), Россия, г. Москва, ул. Образцова, д. 9, E-mail: allaa.s@ya.ru, ORCID: 0000-0003-2995-5065

В статье проведен сравнительный анализ моделей функционирования рынка авиатранспортных перевозок: либеральной, патерналистской и смешанной. В результате анализа и на конкретных примерах сделан вывод о том, что каждая из этих моделей имеет сильные и слабые стороны, в силу чего ни одна из них не может быть рекомендована в качестве универсальной. Показано, что эффективность функционирования авиатранспортной отрасли каждой страны зависит от значительного числа факторов: исторических, политических, экономических, географических и т.д. Искусство управленческой деятельности как раз и состоит в том, чтобы выбрать оптимальную для конкретных условий модель функционирования рынка авиаперевозок с последующим ее четким закреплением в документах стратегического управления.

Литература:

1. Демин С.С. Стратегическое управление развитием экономического потенциала воздушного транспорта: теория и практика: монография / С.С. Демин, А.А. Семенова, Н.С. Столяров, А.А. Фридлянд / Под ред. Н.С. Столярова. — М.: Русайнс, 2022. — 562 с.

2. Филина В.Н. Стратегии развития рынка авиационных транспортных услуг // Проблемы прогнозирования. — 2019. — № 4. — С. 51.

3. Китай сегодня // PRC.today, 26 марта 2021 г.

4. Карпов Д. Возможны варианты: перспективы российской гражданской авиации зависят от экономической модели, которую выберут власти // АТО, № 74, ноябрь 2006: Авиакомпании.

5. Матвеева А.В. Характеристика моделей функционирования рынка пассажирских авиаперевозок // Управленец. — 2014. — № 6/52. — С. 34–39.

6. Афоризмы, высказывания и мысли Джека Ма // BBF.RU.

Мировой рынок авиаперевозок характеризуется множеством тенденций своего развития, формирующихся под воздействием целого ряда факторов: геополитических, географических, экономических, экологических, конкретно-исторических и др. Эти тенденции отличаются, как правило, своей противоречивостью. Так, глобализация, с одной стороны, ведет к усилению экономических и культурных связей между государствами, а с другой — детерминирует острые противоречия между отдельными национальными государствами и крупными перевозчиками, образующими глобальные альянсы. Различия интересов, в свою очередь, обостряют конкурентную борьбу и конфликты: финансовые, коррупционные, экологические и др.

Вместе с тем в этом многообразии тенденций функционирования рынка авиационных перевозок можно условно выделить три основные модели: либеральную, патерналистскую и смешанную, то есть сочетающую черты первых двух. Какая из них предпочтительнее и может способствовать росту эффективности авиаперевозок? Очевидно, что ни одна из них не может быть рекомендована в качестве универсальной, каждая обладает своими сильными и слабыми сторонами. Остановимся более подробно на специфике каждой из них.

Распространено мнение, что будущее за либеральной моделью функционирования рынка авиаперевозок, которой присущи невмешательство государства в финансово-экономическую деятельность авиационных предприятий и аэропортов, свобода конкуренции, повышенное качество авиауслуг и рост их количества, возможность получения больших прибылей и другие привлекательные черты.

Благодаря такому подходу во многих странах наблюдается стремительный рост авиатранспортного комплекса. Япония, например, по уровню развития воздушного транспорта занимает одно из первых мест в мире, по размерам пассажирооборота она уступает только США. Популярность либеральной модели набирает обороты, и сегодня вопрос о ее целесообразности мало у кого вызывает сомнения. Дальнейшее расширение границ либерализации рынка авиаперевозок неизбежно, но, разумеется, этот процесс не может быть стихийным и протекать без целенаправленного государственного регулирования и поддержки.

Для Цитирования:
Семенова Алла Анатольевна, Характеристика моделей функционирования мирового рынка авиатранспортных перевозок. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2024;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: