Мировой рынок авиаперевозок характеризуется множеством тенденций своего развития, формирующихся под воздействием целого ряда факторов: геополитических, географических, экономических, экологических, конкретно-исторических и др. Эти тенденции отличаются, как правило, своей противоречивостью. Так, глобализация, с одной стороны, ведет к усилению экономических и культурных связей между государствами, а с другой — детерминирует острые противоречия между отдельными национальными государствами и крупными перевозчиками, образующими глобальные альянсы. Различия интересов, в свою очередь, обостряют конкурентную борьбу и конфликты: финансовые, коррупционные, экологические и др.
Вместе с тем в этом многообразии тенденций функционирования рынка авиационных перевозок можно условно выделить три основные модели: либеральную, патерналистскую и смешанную, то есть сочетающую черты первых двух. Какая из них предпочтительнее и может способствовать росту эффективности авиаперевозок? Очевидно, что ни одна из них не может быть рекомендована в качестве универсальной, каждая обладает своими сильными и слабыми сторонами. Остановимся более подробно на специфике каждой из них.
Распространено мнение, что будущее за либеральной моделью функционирования рынка авиаперевозок, которой присущи невмешательство государства в финансово-экономическую деятельность авиационных предприятий и аэропортов, свобода конкуренции, повышенное качество авиауслуг и рост их количества, возможность получения больших прибылей и другие привлекательные черты.
Благодаря такому подходу во многих странах наблюдается стремительный рост авиатранспортного комплекса. Япония, например, по уровню развития воздушного транспорта занимает одно из первых мест в мире, по размерам пассажирооборота она уступает только США. Популярность либеральной модели набирает обороты, и сегодня вопрос о ее целесообразности мало у кого вызывает сомнения. Дальнейшее расширение границ либерализации рынка авиаперевозок неизбежно, но, разумеется, этот процесс не может быть стихийным и протекать без целенаправленного государственного регулирования и поддержки.