По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 61:378.1-057.875

Характеристика качества жизни студентов медицинского университета

Зулькарнаев Талгат Рахимьянович доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общей гигиены с экологией ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Уфа, е­mail: talgat­zulkarnaev@mail.ru
Зулькарнаева Айгуль Талгатовна кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей гигиены с экологией ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Уфа, е­mail: talgat­zulkarnaev@mail.ru
Поварго Елена Анатольевна кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей гигиены с экологией ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Уфа, е­mail: elena.povargo@mail.ru

Приведены результаты обследования 524 студентов Башкирского государственного медицинского университета в возрасте 17–23 лет. Качество жизни оценено с помощью стандартизированного опросника SF-36. Выявлены различия среди студентов по полу и возрастным группам. Результаты, характеризующие качество жизни студентов по различным курсам, свидетельствуют о положительной динамике самооценки будущих врачей в процессе обучения, накопления знаний и умений по медицинским наукам.

Литература:

1. Агаджанян Н. А. Качество и образ жизни студенческой молодежи / Н. А. Агаджанян, И.В. Радыш // Экология человека — 2009. — № 5. — С. 3–8.

2. Горбач Н. А. Перспективы использования метода оценки качества жизни в формировании здоровья студентов вузов / Н. А. Горбач, А. В. Жарова, М. А. Лисняк // Здравоохранение Российской Федерации. — 2007. — № 2. — С. 43–46.

3. Ильин А. Г., Звездина И. В., Эльянов М. М., Раппопорт И. К. Современные тенденции динамики состояния здоровья подростков // Гигиена и санитария — 2000. — № 1. — С.59–62.

4. Кабирова М. Ф., Бакиров А. Б., Усманова И. Н., Усманов И. Р. Оценка качества жизни рабочих нефтехимических производств / Медицинский Вестник Башкортостана. — 2010. — № 3. — С. 21–23.

5. Новик А. А., Ионова Т. И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине / Под ред. Ю. Л. Шевченко — М.: 2007. — С. 18–22.

6. Применение индикаторных показателей для комплексной оценки качества жизни населения / А. В. Иванов, О. А. Тафеева, Д. Н. Фролов, Н. Х. Амиров и др. // Гигиена и санитария. — 2006. — № 5. — С. 44–46.

7. Русакова Л. Т. Обоснование интегрального показателя качества жизни населения / Л. Т. Русакова // Гигиена и санитария — 2006. — № 5. — С. 68–70.

8. Ушаков И. Б., Соколова Н. В. Современные проблемы качества жизни студентов // Гигиена и санитария — 2007. — С. 56–58.

Реформирование образовательной системы в высшей школе, интенсификация учебной деятельности и переход от традиционных форм организации учебного процесса к инновационным технологиям существенным образом повышают требования к состоянию здоровья студентов [1, 2, 8]. Результаты исследований НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБНУ НЦЗД, проводимых с целью определения современных тенденций в динамике состояния здоровья молодежи на протяжении последних 15 лет, показали повышение заболеваемости в данной популяции, а также снижение уровня физического развития, изменение структуры выявленной патологии за счет роста частоты социально значимых болезней [3]. Вместе с тем в современных условиях общепринятые показатели заболеваемости, инвалидности, смертности и физического развития населения не в полной мере характеризуют состояние здоровья населения, особенно здоровых. Методология исследования качества жизни открывает уникальные возможности измерения ключевых составляющих здоровья человека: физического, психологического и социального функционирования на основе его субъективного восприятия [2]. Сферы применения исследования качества жизни в практике здравоохранения достаточно обширны, в том числе проведение медико-социальных популяционных исследований с выделением групп риска, а также обеспечение динамического наблюдения за ними и оценка эффективности профилактических программ [4–8].

Целью нашей работы было выявление региональных особенностей формирования здоровья учащейся молодежи Уфы на примере студентов медицинского университета. Качество жизни было изучено у 524 студентов (375 девушек и 149 юношей). Исследование проводили по общепринятой методике с применением опросника SF-36 путем анализа физического и психического компонентов здоровья в баллах. Физический компонент здоровья включает в себя следующие показатели: физическое функционирование (ФФ); ролевое физическое функционирование (РФФ); боль (Б); общее здоровье (ОЗ). Психический компонент здоровья определяли по таким показателям, как социальное функционирование (СФ), ролевое эмоциональное функционирование (РЭФ), психическое здоровье (ПЗ).

Для Цитирования:
Зулькарнаев Талгат Рахимьянович, Зулькарнаева Айгуль Талгатовна, Поварго Елена Анатольевна, Характеристика качества жизни студентов медицинского университета. Охрана труда и техника безопасности в учреждениях здравоохранения. 2019;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: