Реформирование образовательной системы в высшей школе, интенсификация учебной деятельности и переход от традиционных форм организации учебного процесса к инновационным технологиям существенным образом повышают требования к состоянию здоровья студентов [1, 2, 8]. Результаты исследований НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБНУ НЦЗД, проводимых с целью определения современных тенденций в динамике состояния здоровья молодежи на протяжении последних 15 лет, показали повышение заболеваемости в данной популяции, а также снижение уровня физического развития, изменение структуры выявленной патологии за счет роста частоты социально значимых болезней [3]. Вместе с тем в современных условиях общепринятые показатели заболеваемости, инвалидности, смертности и физического развития населения не в полной мере характеризуют состояние здоровья населения, особенно здоровых. Методология исследования качества жизни открывает уникальные возможности измерения ключевых составляющих здоровья человека: физического, психологического и социального функционирования на основе его субъективного восприятия [2]. Сферы применения исследования качества жизни в практике здравоохранения достаточно обширны, в том числе проведение медико-социальных популяционных исследований с выделением групп риска, а также обеспечение динамического наблюдения за ними и оценка эффективности профилактических программ [4–8].
Целью нашей работы было выявление региональных особенностей формирования здоровья учащейся молодежи Уфы на примере студентов медицинского университета. Качество жизни было изучено у 524 студентов (375 девушек и 149 юношей). Исследование проводили по общепринятой методике с применением опросника SF-36 путем анализа физического и психического компонентов здоровья в баллах. Физический компонент здоровья включает в себя следующие показатели: физическое функционирование (ФФ); ролевое физическое функционирование (РФФ); боль (Б); общее здоровье (ОЗ). Психический компонент здоровья определяли по таким показателям, как социальное функционирование (СФ), ролевое эмоциональное функционирование (РЭФ), психическое здоровье (ПЗ).