Ранее уже предлагались критерии для оценки аналитических моделей [2]. Кроме того, для оценки информационных систем существует ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93 «Оценка программной продукции» [3].
Данный нормативный документ предлагается использовать для оценки качества программной продукции (информационных систем) по 6 критериям: функциональные возможности (functionality); надежность (reliability); практичность (usability); эффективность (efficiency); сопровождаемость (maintainability); мобильность (portability).
Следует отметить, что в 1991 г. была принята стандартная модель качества ПО ISO 9126 [4], описанная в действующей на сегодняшний день версии этого стандарта, которая была сформулирована в 1977 г. в работе МакКола с соавторами [8] и принята в 2001 г.
Стандарт ISO 9126 [4–7] был разработан для оценки качества ПО при аттестации на соответствие сформулированным к нему требованиям. В большинстве случаев для описания качества ПО используется предложенная МакКолом многоуровневая модель, состоящая из целей или факторов, атрибутов или критериев и метрик качества. Цели (факторы) позволяют на верхнем уровне определять основные характеристики, которые ПО должно иметь или уже имеет. Каждый фактор состоит из набора атрибутов (критериев), позволяющих качественно описать желаемые или полученные характеристики более детально. Каждый атрибут поддерживается набором метрик, которые позволяют количественно оценивать наличие соответствующей характеристики.
Для различных критериев – внешнего и внутреннего качества – в рамках ISO 9126 предложена модель качества, состоящая из 6 факторов и 27 атрибутов и схематически представленная на рис. 1.
Применительно для эксперта, наиболее важными из всех, представленных выше характеристик, являются следующие:
1) интуитивно понятный интерфейс (в некоторых случаях важно наличие официальной русской локализации);
2) удобство импорта данных для анализа (возможность прямого подключения к внешним источникам – базам данных, сервисам);