Тема этот статьи касается восприятия, оценки изделий декоративно-прикладного твочества ее зрителями и потребителями. Нередко специалисты утверждают, что бытовые предметы — посуда, сувениры, интерьерные объекты, выполненные вручную (или созданные мастером по определенной технологии), не имеют большой художественной ценности и не могут рассматриваться в широком смысле как объект дизайна.
Давайте попробуем разобраться.
Для примера можем взять два выставочных объекта — работу дизайнера Ron Ararad и полотно Винсента Ван Гога: оба объекта хранятся в музеях, но один из них является объектом дизайна, а другой — объектом искусства. Иначе говоря, у них есть нечто общее, но есть и различия. Каждая вещь, которая является объектом дизайна, в первую очередь функциональна, то есть она должна быть применима в быту. Оптимальное, гармоничное соединение этих двух функций является главной творческой задачей мастера-керамиста.
Таким образом, она должна быть визуально привлекательной и в то же время она должна быть функциональна.
Таким образом, слово «искусство» относится к очень широкому кругу понятий. Зрелищные, визуальные искусства серьезнейшим образом трансформировались в современную цифровую эпоху. Например, на заре зарождения фотоискусства, более 150 лет назад, для того, чтобы получить одну фотографию, требовалось большое мастерство, немалый набор химикатов и реактивов, и определённый навык, чтобы вышел зрелищный, выразительный образ.
Декоративно-прикладное искусство — это одно из немногих направлений изобразительного искусства, которое охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями.
Фигуративное искусство — это то, которое отражает суть объекта. И, наверное, оно гораздо менее впечатляющее, менее образное с точки зрения зрительского восприятия. И сейчас, в век развития цифровых технологий и дополненной реальности гораздо меньше ценятся на рынке работы фигуративного искусства, когда художник передает ее на холсте или бумаге.