По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Керамика и фарфор ручной работы как предметы дизайна

Автор исследует содержание понятий «искусство» и «дизайн», их общие и особенные черты. Вкратце изложены взгляды на происхождение концепции дизайна. Перечислены основные качественные критерии оценки дизайнерских предметов ручной работы.

Довольно часто у нас в стране воспринимают дизайн как что-то, что связано непосредственно с производством одежды, легкой промышленностью и внешним видом. Но можно ли считать посуду и чашку, в частности, объектом дизайна?

Давайте попробуем разобраться. Ведь дизайн на самом деле — это не только вещи, которые мы носим. Хотя в России именно предметы одежды первыми стали ассоциироваться со словом «дизайн». Для примера можем взять два выставочных объекта — работу дизайнера Ron Ararad и полотно Винсента Ван Гога: оба объекта хранятся в музеях, но один из них является объектом дизайна, а другой — объектом Искусства. Иначе говоря, у них есть нечто общее, но есть и различия. Каждая вещь, которая является объектом дизайна, в первую очередь функциональна, то есть она должна быть применима в быту. Если у нее есть определенный функционал, то ее можно назвать объектом дизайна.

Из этого вытекает еще одно свойство — это удобство. Если мы говорим об интернет-сайте, если он красивый, им удобно пользоваться, он решает возложенные на него задачи, то мы говорим «хороший дизайн». Если мы надеваем вещь, и она красивая, то мы говорим «хороший дизайн». И если она еще удобная, мы тоже говорим «хороший дизайн». Таким образом, она должна быть визуально привлекательной, и в то же время она должна быть функциональна.

А теперь давайте разберемся, что же можно назвать объектом искусства, и что отличает искусство от дизайна. Возьмем определение искусства из Википедии, свободной энциклопедии.

1. «Искусство — это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах».

2. «Умение, мастерство, знание дела».

3. «Самое дело, требующее такого умения, мастерства».

Таким образом, слово «искусство» относится к очень широкому кругу понятий. Зрелищные, визуальные искусства серьезнейшим образом трансформировались в последнее время. Например, когда фотоискусство только зарождалось, то для желатиновой печати — чтобы получить одну фотографию — требовалось огромное количество материалов, большое мастерство и определенный навык, который требуется художнику, чтобы создать законченное произведение, чтобы много моментов сошлось воедино и получился зрелищный, выразительный образ.

Для Цитирования:
Кирилл Логовский, Керамика и фарфор ручной работы как предметы дизайна. Дом культуры. 2021;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: