По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

КЭР и система автоматического контроля сбросов: прогноз и перспективы

С приближением срока получения предприятиями комплексного экологического разрешения (КЭР), установленного российским законодательством, становится все более актуальным проблема реализации на производствах систем автоматического контроля выбросов и сбросов. Как определить оптимальные сроки получения КЭР и вовремя оснастить предприятие системами автоматического контроля, рассказано в статье.

В российском законодательстве детально прописаны критерии, при которых оснащение является обязательным, определяются требования к этим системам, правила их установки.

В качестве стимулирования внедрения систем предусмотрено введение нулевого коэффициента платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), возможности ускоренной аммортизации ОС, а также предоставления инвестиционного налогового кредита.

Несмотря на то, что законодательство готово, предприятия тянут с процессом получения КЭР и установкой систем автоматического контроля. В чем же причина?

Когда не было четких технических требований к системам автоматического контроля, предприятия не покупали дорогостоящее оборудование, боясь ошибиться в выборе. Новая нормативная база доставила неприятности — предприятия осознали неизбежность затрат на новое оборудование.

Но предприятия продолжают тормозить процесс из‑за того, что боятся отсутствия четких правил соответствия данных непрерывного мониторинга сбросов и выбросов нормативам предельно допустимых сбросов и выбросов.

Что будет являться нарушением условий КЭР, каковы для этого должны быть размеры превышения выбросов и сбросов, их периодичность, продолжительность, повторяемость, методы расчета средних показателей, и какое наказание в этих случаях предусматривается законом — вот эти вопросы тревожат руководителей предприятий.

Таким образом, получается, что каждый случай превышения ПДК будет являться нарушением условий КЭР. При отсутствии правил для оценки соответствия нормативам выбросов и сбросов предприятия будут оттягивать процесс оснащения на самый крайний срок.

Вероятно, что этот пробел будет заполнен, и правила определения соответствия фактических выбросов и сбросов утвержденным в КЭР нормативам будут доработаны законодателями.

Но что же делать, когда принимать решение о сроках оснащения нужно быстро и уже сейчас?

Подготовка к получению КЭР является делом сложным и займет много времени. А в период окончания предельно установленного срока в 2023–2024 гг. на органы Росприроднадзора обрушится лавина заявок на КЭР (по расчетам порядка 7000), есть риск вообще не успеть в отведенное время.

Для Цитирования:
КЭР и система автоматического контроля сбросов: прогноз и перспективы. Водоочистка. 2022;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала