Развитие отечественной системы кассового обслуживания бюджетов имеет историческую тенденцию движения от автономного распределения в сторону централизации всех функций и процессов в одном органе — казначействе. Причиной тому служит принцип единства кассы, заложенный в основе построения бюджетной системы в России. Создание Единого казначейского счета и концентрация всех государственных средств на нем стали толчком к сосредоточению всех сопутствующих сервисов по его обслуживанию в деятельности Федерального казначейства. Помимо первоочередного кассового исполнения, к спектру обязанностей службы прибавились проведение активных финансовых операций с остатками на счетах, функции оператора государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» и множество других разнонаправленных задач. Однако особенно следует выделить недавно произошедшие изменения в контрольной деятельности Казначейства России.
Финансовый контроль является одним из главных элементов финансового менеджмента, обеспечивающих целесообразность и эффективность проводимых операций, и занимает особое место в бюджетном процессе. Важные нововведения в сфере государственного контроля Российской Федерации содержатся в Указе Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере». В целях совершенствования представленной сферы, а также оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти было принято решение об упразднении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и передаче ее функций, прав и обязательств органам Федерального казначейства (частично Федеральной таможенной и Федеральной налоговой службам в соответствующих сферах) [4].
Преобразование организационно-правового устройства внутреннего финансового контроля в стране и совершенствование деятельности Федерального казначейства в надзорной среде послужили причиной внедрения нового механизма — казначейского сопровождения. В рамках его действия предусмотрено открытие юридическим лицам казначейских счетов в случаях предоставления им средств из федерального бюджета на основании государственных контрактов и договоров (соглашений) о предоставлении бюджетных инвестиций и субсидий, условием которых является требование о подтверждении их целевого использования.