По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Кайрио-метод прорывных изменений

Андрей Журавлев исполнительный директор ООО «РСМ», эксперт журнала «Управление качеством»

Данная статья продолжает цикл статей по методам бережливого производства, используемым на предприятиях в мире. В данной статье нами будет рассмотрен метод кайрио.

Литература:

1. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе: пер. с англ. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997.

2. https://studme.org/117903/menedzhment/ vidy_uluchsheniy_kaizen_kairyo.

3. Журавлев А.О. Кайдзен — метод непрерывного совершенствования процессов // Управление качеством. — 2020. — № 4.

4. Севастьянов А.К. Kairyo-Kaizen- и PCM-DM-системы: сравнительный анализ. Часть 1 // Системні дослідження та інформаційні технології. — 2013. — № 2.

5. Малышев Д.Н., Толстых Т.Н. Формирование и развитие кайрио-резервов повышения качества продукции предприятия // Вестник Томского государственного университета. Экономика. — 2009. — Вып. 9 (77).

6. Харрингтон Дж. Прорыв в совершенствовании деятельности / Избранные труды 40-го конгресса Европейской организации по качеству. — М.: РИА «Стандарты и качество», 1997.

7. Малышев Д.Н. Формирование и развитие кайрио-резервов повышения качества продукции промышленного предприятия: Автореф. дис. канд. экон. наук. — ГОУ ВПО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина». — Тамбов, 2009.

Kairyo представляет собой радикальное совершенствование процессов или реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Reengineering, BPR). M. Хаммер и Дж. Чампи определяют реинжиниринг как фундаментальное переосмысление и радикальное перепланирование бизнес-процессов компаний, имеющее целью резкое улучшение показателей их деятельности, таких как затраты, качество, сервис и скорость [1].

Необходимо осуществлять постоянное улучшение качества всех процессов, приводящих к улучшению качества выходного продукта. Непрерывное улучшение качества является одним из основных элементов успеха стратегии качества.

Первым о постоянном улучшении качества заговорил Джуран. Предложенная им теория управления качеством состоит из трех этапов обеспечения качества, получивших название «трилогия Джурана» [2]:

— планирование качества, применяемое на этапе планирования процессов, способных удовлетворять требованиям стандартов;

— контроль качества, применяемый для того, чтобы знать, когда действующий процесс нуждается в корректировке;

— улучшение качества, помогающее найти оптимальные пути совершенствования процесса.

Улучшения качества могут быть двух типов (рис. 1):

• крупные;

• серия мелких постоянных.

Крупные улучшения предполагают единовременную кардинальную реорганизацию процесса и требуют больших инвестиций. Крупное улучшение качества связано с применением принципиально новых технологий, примером которых могут быть технологии при переходе от электронных ламп к полупроводникам, а затем к интегральным схемам. Улучшения такого рода японцы и называют кайрио (Kairyo).

Система улучшения кайрио характеризуется следующими особенностями:

— не требуется больших усилий людей, а требуются большие инвестиции;

— только несколько специалистов вовлечены в систему улучшения;

— необходимо использовать лишь ограниченное количество технологий.

Согласно [1], между кайрио и кайдзен (последний метод был подробно рассмотрен автором в [3]) имеются следующие различия (табл. 1).

В своей работе [4] А.К. Севастьянов указывает, что Kairyo-система — это система улучшений, которую японцы используют как более близкую к западной культуре систему улучшений Kairyo или Kaikaku. Этот подход улучшений связан с инновациями (новыми идеями, техническими и организационными преобразованиями). Kairyo-система не требует больших усилий собственных работников, но предусматривает значительные инвестиции. Она основана на применении «больших» приращений. Kairyo — концепция крупных улучшений, предполагающая кардинальную реорганизацию процесса с использованием значительных инвестиций. Крупные улучшения качества связаны с использованием инновационных технологий, выпуском принципиально новой продукции, обладающей конкурентными преимуществами на рынке товаров. В современном мире долго и успешно функционируют на рынке лишь организации, которые развиваются постоянно.

...Крупное улучшение качества связано с применением принципиально новых технологий, примером которых могут быть технологии при переходе от электронных ламп к полупроводникам, а затем к интегральным схемам...

...Kaikaku-система — программа быстрых радикальных усовершенствований, эффект которых наблюдается немедленно...

Kaikaku-система — программа быстрых радикальных усовершенствований, эффект которых наблюдается немедленно. Это открывает пути для постепенных изменений. Kaikaku (по-японски «радикальные изменения») — это фундаментальные и радикальные (скачкообразные) изменения в деятельности разных организаций.

Крупные улучшения вряд ли возможны без надлежащих резервов. И ряд авторов (например, Д.Н. Малышев, Т.Н. Толстых в работе [5]) выделяют такое понятие, как кайрио-резервы.

Кайрио-резервы — это способность удовлетворить установленные и (или) предполагаемые инвестором требования к рискам инвестиционных вложений и возможности их эффективного использования (цитируется по [5]).

Теория кайрио формировалась на базе четырех ключевых принципов:

— не требуется больших усилий людей, а требуются большие инвестиции;

— только несколько специалистов вовлечены в систему улучшения;

— необходимо использовать лишь ограниченное количество технологий;

— подход используется для решения только поставленных целей.

Кайрио-резервы относятся к числу важнейших факторов экономической динамики.

Собственники и руководство предприятия при выборе вариантов его развития заинтересованы в формировании кайрио-резервов, привлекательных для внешних инвесторов. Инвестиционный климат предприятий является фактором и одной из наиболее существенных предпосылок их инвестиционной привлекательности.

Классификация кайрио-резервов повышения качества продукции ПП представлена в таблице 2.

Кайрио-деятельность предприятий выполняется в рамках действующей институциональной среды (рис. 2).

Как указывается в [5], кайрио-резервы повышения качества продукции промышленного предприятия могут быть описаны совокупностью таких характеристик, как инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность, инвестиционная активность, инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. При этом формирование кайрио-резервов, в ходе которого они последовательно проходят все фазы воспроизводства от момента концентрации инвестиционных ресурсов до получения экономического эффекта и возмещения вложенных средств, составляет кайрио-цикл. Эта взаимосвязь проявляется в структурной модели кайрио-процесса СМК ПП (рис. 3).

...Кайрио-резервы повышения качества продукции промышленного предприятия могут быть описаны совокупностью таких характеристик, как инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность, инвестиционная активность, инвестиционный потенциал и инвестиционный риск...

Реализацию программы активизации кайрио-резервов СМК ПП целесообразно осуществлять поэтапно (рис. 4).

Сформированные кайрио-резервы направляются прежде всего на повышение уровня качества продукции предприятия. Авторы [5] предлагают следующую схему использования кайрио-резервов (рис. 5).

Существует тенденция к комплексному подходу, к синтезу Kaizen и Kairyo. Многие специалисты приходят к выводу, что и хирургия (Kairyo), и терапия (Kaizen) важны и ни без одной нельзя обойтись.

В работе [6] результативность обеих концепций проиллюстрирована цифрами. Kairyo (реинжиниринг) трех процессов из 500 улучшит деятельность организации в целом всего лишь на 6%, тогда как Kaizen (непрерывное совершенствование), применяемый ко всем 500 процессам, дает в год 15% улучшения [6] (рис. 6). Когда радикальное и непрерывное совершенствование объединены, результирующее улучшение превышает непрерывное совершенствование на 60% в год [6]. Следовательно, необходимо внедрение стратегии, основанной на разумной комбинации двух подходов.

Выводы

Как отмечается в работе [7], «…при разработке и реализации кайрио-проектов, связанных с созданием новых видов бизнеса или с модернизацией существующих производств, проблема качества приобрела особую остроту. К сожалению, несмотря на явно неудовлетворительную ситуацию с качеством, эта проблема пока еще не заняла подобающего ей места в теории и практике российского управления качеством, несмотря на то что это уже давно произошло с японцами, позднее с американцами и затем с европейцами». В [7] отмечается, что хотя в России внедряются международные стандарты на системы менеджмента и ведущие российские предприятия проводят сертификацию своих систем менеджмента, но именно качество становится для предприятий той миной замедленного действия, которая будет подрывать их кайрио-проекты на стадии практической реализации бизнес-планов. Это также создает реальную угрозу для инвесторов и банкиров, решившихся финансировать проекты, очень привлекательные в плане содержащейся в них бизнесидеи, но недостаточно проработанные в направлении их эффективной практической реализации.

Язык статьи:
Действия с выбранными: