Общепризнано, что предпосылками возникновения финансовой науки, уходящими своими корнями в глубь веков, являются две: образование государства и расцвет товарно-денежных отношений. Например, теория об источниках государственных доходов за счет сбора натуральных податей и трудовых повинностей населения зародилась еще в трудах ученых Древней Греции и Индии: «О доходах афинской республики» Ксенофонта, «Государственное устройство Афин» Аристотеля, «Наука о политике» Вашнагупта.
Употребление дефиниции «финансы» мыслителями также началось достаточно давно, и здесь наглядно прослеживается ее связь с латинским словом fi nis, которое переводится как «уплачивать определенную сумму денег». Термин fi nansia, подразумевающий «денежный платеж», получил большое распространение в XIII–XV веках в Италии, а затем и в других странах и стал отождествляться с системой денежных отношений между государством и населением, что нашло свое подтверждение в работе Ж. Бодена «Шесть книг о республике».
С этого момента и начинается точка отсчета развития финансов как экономической категории и финансовой науки как таковой. Условиями, благоприятствующими этому процессу, по нашему мнению, послужили, прежде всего, следующие три:
1) разграничение личных доходов (кошелька) монарха и государственной казны;
2) процедуры формирования и исполнения бюджета стали традиционными и обрели характер системы, а финансовые отношения постепенно облеклись в соответствующую времени государственно-правовую форму;
3) налоги в результате окончательного утверждения товарно-денежных отношений и отказа от натуральных податей приобрели повсеместное распространение и окончательно утвердились в качестве средства содействия населения собственному государству.
Эволюция финансовых отношений достигла пика в последнее столетие, в течение которого произошло расширение функций государственных финансов, а расходы во всех странах значительно увеличились. Это обусловило насущность серьезных преобразований в системе управления финансовыми ресурсами. Реформа основывалась на системном подходе, который предполагал как неразрывную связь всех важнейших элементов финансовой системы друг с другом и с отдельными секторами финансового рынка, так и соблюдение принципа взаимообусловленности всех трех иерархических уровней — макро-, мезо-, микрофинансовой системы.