Кататравма занимает второе место по распространенности в структуре политравмы после дорожно-транспортных происшествий. Отличительной особенностью кататравмы является многочисленность повреждений. Изолированные поражения встречаются всего в 12 % случаев, остальные 88 % приходятся на долю сочетанных и множественных травм. Отмечается высокий процент летальности — на месте погибают около 23 % пострадавших, еще 15 % в последующем умирают от шока, кровопотери, тяжелых повреждений головного мозга, септических осложнений.
Основную роль в формировании тяжести кататравмы играет высота. Чем она больше, тем, как правило, тяжелее последствия. Определенное значение имеет характер поверхности. Падение с высоты может быть линейным, дугообразным, ступенчатым. В первых двух случаях тело без помех следует от точки падения до точки приземления, в третьем — в полете сталкивается с различными предметами, что обуславливает множественные воздействия, разнообразный характер повреждений.
Приземление при кататравме бывает вертикальным (на ноги, на голову) или горизонтальным (на спину, на живот, на бок), что оказывает существенное влияние на особенности повреждений. При вертикальном падении на голову смерть нередко наступает на месте, на ноги — страдают нижние конечности, возникают компрессионные переломы позвоночника. Горизонтальные падения сопряжены с высоким риском переломов таза, повреждений внутренних органов. Механизм травм может быть прямым (непосредственно от удара) либо непрямым (вследствие сотрясения, резкого перемещения, компрессии).
Существуют статистические данные о распространенности травм различных органов и систем:
— ЧМТ — 80 %. Значительную часть составляют ушибы мозга с обширными гематомами, звездчатые переломы черепа.
— Переломы позвоночника — от 30 до 70 %. Падение на голову вызывает переломы шейных позвонков, падение на ноги — повреждения нижнегрудных, шейных, реже поясничных позвонков.
— Травмы нижних конечностей — около 50 %. Чаще всего ломаются пяточные кости, второе место занимают переломы большеберцовых костей.