Статья поступила 14 февраля 2019 г.
Курс на цифровую трансформацию экономики России сопровождается множеством нововведений и изменений в государственном регулировании во всех сферах. Внесение изменений в законодательство о применении контрольно-кассовой техники в 2016 г. (федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ) [1] обусловило внедрение онлайн-касс, что было направлено, с одной стороны, на развитие электронного документооборота, а с другой — на ужесточение контроля за движением денежных средств населения. Расчеты наличные и с использованием электронных средств платежа вышли на новый уровень контроля правильности и подлинности операций, позволяя дисциплинировать предпринимателей, оптимизировать документооборот и открыть новые возможности для покупателей. Помимо контроля движения денежных средств, реформа преследовала цели защиты прав потребителей, ведь теперь каждую операцию можно проверить, установив специальное мобильное приложение.
раскрытие особенностей применения онлайнкасс субъектами малого предпринимательства.
определить современные тенденции кассовой реформы и круг проблем применения онлайн-касс малыми предприятиями.
Авторы используют монографический, хронологический методы, сравнение, анализ. Теоретическую основу исследования составляют нормативно-правовые акты, научные публикации экономистов, статистические данные, аналитика.
Третья волна кассовой реформы (рисунок), обусловленной поправками к 54-ФЗ, внесенными в 2016 г., подошла к завершению 1 июля 2019 г. Именно с начала III квартала 2019 г. субъекты малого предпринимательства (в том числе микропредприятия) обязаны установить и использовать при расчетах с населением контрольно-кассовую технику, автоматически передающую информацию о чеках в ФНС. При этом в связи с принятием закона от 06.06.2019 № 129-ФЗ [2] предусмотрена отсрочка покупки онлайн-кассы до 1 июля 2021 г. для индивидуальных предпринимателей без наемных работников, реализующих товары собственного производства, оказывающих услуги или выполняющих работы.