По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Картина в железнодорожных тонах

Е. О. Романова искусствовед, E-mail: art-rah@mail.ru

Историю техники можно изучать не только по инженерной литературе, но и по произведениям изобразительного искусства. С момента появления первых железных дорог поезда привлекали внимание художников самых разных жанров и стилей.

Первым известным изображением поезда считается акварель английского художника-иллюстратора и карикатуриста Томаса Роулендсона (рис. 1). Он изобразил паровоз-аттракцион Catch me who can («Поймай меня, кто сможет»), созданный в 1808 году инженером Ричардом Тревитиком. Свой первый патент на паровоз британский изобретатель получил еще в 1802 году и с тех пор пытался привлечь к технической новинке внимание общественности и потенциальных заказчиков. В пригороде Лондона он соорудил кольцевой железнодорожный маршрут, по которому запустил машину, передвигающуюся по рельсам без лошадей, с прицепным вагоном для пассажиров. Паровоз развивал скорость до 30 км/ч, но был настолько тяжел (он весил 8 т), что чугунные рельсы под ним часто ломались. Что касается рисунка Роулендсона, то некоторые специалисты сомневаются в его подлинности, но все равно не оспаривают ценность экспоната — акварель хранится в лондонском Музее науки.

А первым живописцем, запечатлевшим настоящий поезд и железную дорогу, искусствоведы называют Уильяма Тернера. На его полотне «Дождь, пар и скорость» изображен поезд, мчащийся в дымке по мосту через реку Темзу — это реальный участок Великой Западной железной дороги. Работа была выставлена в 1844 году в британской Королевской академии художеств, а сейчас находится в Национальной галерее. Картину высоко оценили импрессионисты за тонкую передачу движения воздуха и прозрачность света. Критики отметили прозорливость художника, который очень точно ухватил движение от академической живописи к импрессионизму, и образ поезда как нельзя лучше подошел в качестве символа прогресса.

По мере развития железных дорог увлечение новым чудом техники охватывало одну страну за другой.

И, конечно, это нашло отражение в искусстве, хотя и воспринималось порой неоднозначно. Клод Моне, например, одно время с головой ушел в индустриальные пейзажи, за которые его нередко критиковали современники. В 1877 году он арендовал небольшую студию рядом с вокзалом Сен-Лазар в Париже и решил создать новую серию картин. В своем лучшем костюме он отправился к директору вокзала и попросил организовать ему условия для рисования с натуры.

Для Цитирования:
Е. О. Романова, Картина в железнодорожных тонах. Железнодорожник. 2022;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: