По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 168.52:303.732.4:1.001:001.8

Картина мира в информационных и когнитивных технологиях

Коваленко Н.И. д-р техн. наук, профессор; академик, Академия транспорта, профессор, Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II, г. Москва

Картина мира является целью научного познания. Она может быть построена с использованием разных методов и технологий, включая информационные и когнитивные технологии. Когнитивные и информационные технологии дополняют другие методы и технологии при построении картины мира.

Литература:

1. Чехарин Е.Е., Цветков В.Я. Картина мира в когнитивных технологиях // Славянский форум. — 2016. — № 1(11). — С. 241–248.

2. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. — М.: Педагогика, 1983. — С. 251–261.

3. Цветков В.Я. Картина мира как образовательная парадигма // European Social Science Journal Европейский журнал социальных наук. — 2013. — № 10–1 (37). — С. 28–34.

4. Tsvetkov V. Ya. Worldview Model as the Result of Education // World Applied Sciences Journal. — 2014. — № 31 (2). — Р. 211–215.

5. Цветков В.Я. Информационные единицы как средство построения картины мира // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2014. — (Часть 4). — № 8. — С. 36–40.

6. Коваленко Н.И. Информационный подход при построении картины мира // Перспективы науки и образования. — 2015. — № 6. — С. 7–11.

7. Simon H. A. and Kaplan C. A. Foundations of cognitive science // Foundations of Cognitive Science. — MIT Press, Cambridge MA, 1989.

8. Поляков А.О. Информационная общность систем. — СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2002.

9. Цветков В.Я. Глобализация и информатизация // Информационные технологии. — 2005. — № 2. — С. 2–4.

10. Тупик Н.В. Модель мира человека и информационные технологии // Успехи современного естествознания. — 2009. — № 4. — С. 49–50.

11. Tsvetkov V. Ya. Semantic Information Units as L. Floridi’s Ideas Development // European Researcher. — 2012. — V. 25. — № 7. — Р. 1036–1041.

12. Клягин Н. Современная научная картина мира. — Litres, 2016.

13. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. — М.: ИФ РАН, 1994. — 274 с.

14. Микешина Л.А. Философия науки: современная эпистемология. Учеб. пособие. — М.: Прогресс-Традиция, 2005. — 464 с.

15. Козлов Л.А. Когнитивное моделирование на ранних стадиях проектной деятельности: Учеб. пособие. — Барнаул: Алт. гос. техн. ун-т, 1998. — С. 16.

16. Tsvetkov V.Ya. Information Situation and Information Position as a Management Tool // European Researcher. — 2012. — V. 36. — № 12–1. — Р. 2166–2170.

17. Tsvetkov V.Yа. Information Interaction as a Mechanism of Semantic Gap Elimination // European Researcher. — 2013. — V. 45. — № 4–1. — Р. 782–786.

18. Иванников А.Д., Тихонов А.Н., Соловьев И.В., Цветков В.Я. Инфосфера и инфология. — М.: ТОРУС ПРЕСС, 2013. — 176 c.

В современном мире технологии познания основаны на информационном, когнитивном и интеллектуальном подходе. Информационные технологии традиционно эффективны при обработке структурированной информации большого объема. Технологиями, решающими проблемы, возникающие в области процессов и факторов, существенно влияющих друг на друга, являются когнитивные технологии. Эти технологии предназначены для анализа и принятия решений в плохо определенных ситуациях. В настоящее время когнитивные технологии развиваются в направлении совершенствования методов анализа, методов интерпретации и ситуационного моделирования. Когнитивное моделирование направлено на структуризацию информационных коллекций в сложных и неопределенных ситуациях, при нехватке количественной информации о состоянии и динамике таких ситуаций. Применение технологии когнитивного моделирования позволяет действовать в условиях нечеткости и неопределенности. Когнитивные методы в информационных технологиях связывает когнитивную лингвистическую семантику и информатику.

Картина мира как результат познания. Картина мира является одним из интегральных понятий в науке и основополагающей моделью результата познания. Она строится как система взаимосвязанных моделей. Эта система моделей включает общенаучную картину мира, картины мира отдельных наук [1–6] и индивидуальные персонифицированные картины мира. Персонифицированная картина мира строится на основе опыта и знаний отдельного субъекта. Такая картина мира включает много индивидуального, связанного с когнитивным восприятием субъекта. Картины мира научных направлений строятся средствами наук и включают специфические способы понимания и интерпретации, характерные для данного направления. Картины мира научных направлений интегрируют персонифицированные картины мира, исключают индивидуальное и включают общее понимание в данном направлении или данной предметной области. Она реализуется на дисциплинарном уровне

Для Цитирования:
Коваленко Н.И., Картина мира в информационных и когнитивных технологиях. Конструкторское Бюро. 2016;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: