В современном мире технологии познания основаны на информационном, когнитивном и интеллектуальном подходе. Информационные технологии традиционно эффективны при обработке структурированной информации большого объема. Технологиями, решающими проблемы, возникающие в области процессов и факторов, существенно влияющих друг на друга, являются когнитивные технологии. Эти технологии предназначены для анализа и принятия решений в плохо определенных ситуациях. В настоящее время когнитивные технологии развиваются в направлении совершенствования методов анализа, методов интерпретации и ситуационного моделирования. Когнитивное моделирование направлено на структуризацию информационных коллекций в сложных и неопределенных ситуациях, при нехватке количественной информации о состоянии и динамике таких ситуаций. Применение технологии когнитивного моделирования позволяет действовать в условиях нечеткости и неопределенности. Когнитивные методы в информационных технологиях связывает когнитивную лингвистическую семантику и информатику.
Картина мира как результат познания. Картина мира является одним из интегральных понятий в науке и основополагающей моделью результата познания. Она строится как система взаимосвязанных моделей. Эта система моделей включает общенаучную картину мира, картины мира отдельных наук [1–6] и индивидуальные персонифицированные картины мира. Персонифицированная картина мира строится на основе опыта и знаний отдельного субъекта. Такая картина мира включает много индивидуального, связанного с когнитивным восприятием субъекта. Картины мира научных направлений строятся средствами наук и включают специфические способы понимания и интерпретации, характерные для данного направления. Картины мира научных направлений интегрируют персонифицированные картины мира, исключают индивидуальное и включают общее понимание в данном направлении или данной предметной области. Она реализуется на дисциплинарном уровне