Термин «каршеринг» знаком многим жителям больших городов, но мало кто из них понимает, как именно он функционирует изнутри. В широком смысле слова каршеринг – это часть глобального тренда, жизненной философии, основанной на совместном пользовании товаров, услуг, аренде вместо владения. Шеринг автомобилей появился относительно недавно, однако успел значительно повлиять на склад ума многих людей и повлечь за собой развитие целой индустрии мобильного обслуживания транспортных средств.
Одна из основных трудностей бизнеса, основанного на управлении огромными автопарками, – это постоянный мониторинг состояния каждого автомобиля. В случае с каршерингом это осложняется тем, что машины децентрализованы, а не собираются в одном месте. Именно поэтому забота о них в некоторой степени переносится и на самих пользователей.
Какие способы выбирают каршеринги, чтобы оставаться на ходу и не «падать в грязь лицом»?
Sharing is caring (англ. «Делиться – значит заботиться») – в этом лозунге кроется часть концепции совместного потребления. В случае с каршерингом это означает не только совместное использование автомобилей, но и то, что клиенты общими силами следят за их состоянием – от внешних повреждений до порядка в салоне авто.
Перед началом аренды каждый пользователь должен осмотреть машину и прислать фотографии при наличии повреждений. А некоторые каршеринговые компании просят пользователей сообщать о неправомерных случаях – слишком агрессивной езде, курении в салоне, неправильной парковке, повреждениях и т. д. Если пользователь стал свидетелем подобного нарушения, то компания просит его сфотографировать нарушителя и отослать фото в службу поддержки, обычно за это на счет пользователя начисляются бонусные баллы.
Многие каршеринговые компании заправляются по-старинке – в автомобиле лежит топливная карта, по которой пользователь может заправиться на одной из партнерских АЗС. Вся система автоматизирована: как только уровень топлива достигает определенного значения, в приложении становится доступной функция «Заправить автомобиль» и отображается список АЗС (или же эта функция активируется после звонка в службу). После этого пользователь действует по инструкции и получает определенное количество баллов/бонусов.