Статья поступила 12.04.2020
Творчество Франческо Петрарки знаменует собой наступление новой эпохи в истории человечества, получившей название «Возрождение». На место средневековой традиционной культуры с ее ценностями социального порядка, воспроизведения деятельности по известным стандартам и теоцентрического мировоззрения пришла культура креативная, провозгласившая человека, его разум, свободу, уникальность и творчество ключевыми ценностями культуры. Само слово «гуманизм» стало прочно ассоциироваться с именем Петрарки и с эпохой Возрождения. Хотя гуманизм означал не столько верховенство ценности человека, сколько ключевой характер интереса к нему, к уникальным результатам его деятельности; триумф Петрарки как поэта, лавровый венок, которым он был увенчан в Риме, свидетельствуют о том, что социальная значимость светского творчества, личного вклада в историю становится сопоставимой и начинает превышать роль подвижничества христианского святого, олицетворявшего божественную благодать — традиционный идеал общества, понимаемого как Церковь.
Имя новой эпохи не вполне отражает ее смысл, потому что Возрождение было не столько восстановлением идеалов Античности, сколько провозглашением принципиально нового способа мировоззрения и основанной на нем культуры. Античность впервые познакомила человечество с ключевыми ценностями креативной культуры. Впервые творчество отдельного человека, его нравственная позиция, его индивидуальная точка зрения стали приниматься во внимание обществом, впервые возникла культура, состоящая из достижений отдельных людей. Однако эти ценности хорошо уживались с традиционными. Роль социума оставалась важнейшим механизмом управления человеком, традиционное большинство доминировало. Все это привело к тому, что ценности креативной культуры не только не вытеснили ценностей традиционной культуры, но и фактически перестали существовать, хотя и не могли быть полностью забыты в истории европейского человечества. Они продолжали оказывать влияние на средневековую культуру, прежде всего на то, что христианское мировоззрение включило в свой состав важнейшее представление о личном, человеческом характере универсального Бога.