Спикер обратила внимание участников, что высокотехнологичные стартапы играют важнейшую роль в современной экономике. В развитых странах доля инноваций в ВВП занимает 3–4%. В России она находится на уровне 1,5%, но есть задача выстроить кооперацию и обеспечить приток инвестиций, чтобы увеличить показатель до 3% от ВВП.
В последние годы венчурные инвестиции в стартапы снижались, отметила спикер. Тем не менее инвестиции доходят в биотех. Эти технологии занимают сегодня второе место по уровню привлечения финансирования после искусственного интеллекта и решений, связанных с диджитализацией. «Во всем мире именно биотех и диптех являются и вызовом, и драйвером всех возможных инноваций», — подчеркнула Камила Зарубина.
В числе существующих инструментов для стартапов она назвала государственное финансирование, венчурные и благотворительные фонды, выход на IPO. Спикер отметила, что венчурных фондов, специализирующихся на биомедтехе, становится все больше и у стартапов появляется выбор. А инструмент IPO, по ее мнению, сегодня наиболее эффективен и интересен как возможность дорастить свои технологии.
Что же касается благотворительных фондов, то здесь есть куда расти. Во всем мире инвестиции в науку очень часто приходят именно от частных лиц. Но в России, где действует большое число фондов поддержки больных и распространена адресная помощь, инновации через благотворительность практически не финансируются, сообщила Камила Зарубина.
Сам процесс привлечения инвестиций в нашей стране также сложен и занимает в среднем от 1 года до 1,5 лет, тогда как общемировая практика — 3–4 месяца. «Чтобы привлечь средства, важно активно работать, выступать, питчиться, искать. В целом путь инноватора в медицине долгий и занимает порядка 10 лет, и тот, кто дошел до коммерциализации, настоящий герой», — подчеркнула Камила.
Аналитика показывает, что 82% успешных инвесторов сначала смотрят на фаундеров стартапов и только потом на сами технологии. Спикер «Сколково» не совсем согласна с таким подходом, потому что, по ее мнению, в медицине на первом месте стоит наука и технологии, а уже потом команда. «Но это, конечно, взаимосвязанные вещи — хороший ученый не сможет создать плохую технологию», — прокомментировала Камила Зарубина. Она добавила, что, выстраивая диалог с инвестором, важно быть открытым и честно сообщать обо всех плюсах и минусах.