6 сентября 1996 года в Роттердаме королева Нидерландов Беатрикс официально открыла движение по мосту Эразма. Мост через реку Маас, названный в честь знаменитого ученого эпохи Возрождения Эразма Роттердамского, — вантовый, имеет длину 802 м и соединяет центр города с развивающимся районом Коп ван Зюйд, являясь последним связующим звеном между Северным морем, портом Роттердама и центральной частью города. Поскольку он находится в конце одной из самых оживленных магистралей Роттердама — Бомпьеслаан, мост Эразма стал самым заметным символом модернизации города.
Автор проекта моста — Бен ван Беркель. Этот молодой голландский архитектор как-то сказал: «Я посвящаю себя иллюзии, что архитектор может изобрести нечто, так же как и ученый». Отталкиваясь от полученных в Архитектурной ассоциации Лондона знаний и навыков, ван Беркель построил собственную модель отношений с формой, материалом и пространством — возведенный им мост Эразма в Роттердаме асимметричен во всех отношениях.
Фактически в Эразме соединились два сооружения: необычный одноопорный висячий мост и самый длинный в мире 82-метровый разводной мост. Кроме того, его отличает необычная конструкция: основная опора — высокий криволинейный пилон высотой 139 м напоминает своими очертаниями гигантского белого лебедя. Неудивительно, что его почти сразу окрестили Лебедем.
Однако роттердамский Лебедь примечателен не только необычной формой, но и самим устройством — он является не только самым длинным разводным мостом, но и одним из самых тонких: толщина его немногим более 2 м! Добиться относительной легкости моста при большой его грузоподъемности позволили новейшие материалы, такие как особо прочная сталь с примесями никеля и хлора.
Особенная форма единственной опоры моста не случайна — это не прихоть дизайнера, а плод высокоточных расчетов. Именно соотношение высоты пилона и длины полотна моста, которая составляет 284 м (полная длина моста — 802 м), определило необычный угол наклона пилона. Этот наклон, делающий вид опоры таким эффектным, был предусмотрен для того, чтобы уменьшить ее высоту при сохранении той нагрузки, которую она призвана нести.