
Алена Калачева, директор по маркетингу и PR в национальном маркетплейсе Biletarium. Alena Kalacheva, marketing- and PR-director at the national marketplace Biletarium
ЧАСТНЫЕ МУЗЕИ В РОССИИ
Сейчас по всему миру музеи в основном являются государственными, хотя есть и частные. Согласно каталогу-реестру частных музейно-выставочных проектов Российской Федерации, созданному союзом частных музеев и коллекционеров, в России насчитывается 504 частных музея.
Число частных музеев продолжает расти. Такие музеи созданы и функционируют благодаря частной инициативе и за счет средств учредителей. Они приобретают все большее влияние в сфере музеев благодаря своей выставочной, образовательной, социальной деятельности. Кроме того, частные музеи способствуют созданию позитивного имиджа России за рубежом через представление культуры страны и ее достижений населению зарубежных стран.
Чаще всего частными музеями становятся частные коллекции, которые являются своеобразным отражением культурных и эстетических интересов коллекционеров. Стремление показать миру свое собрание, сделать их доступными приводит к появлению частных музеев.
РОЛЬ И ЗАДАЧИ ЧАСТНЫХ МУЗЕЕВ
Чем же отличаются роль и задачи частных музеев от государственных? Стоит взглянуть на это с разных сторон.
Во-первых, ключевая роль музеев — это сохранение и популяризация культурного наследия. С этой задачей частные музеи справляются порой даже лучше, чем государственные. Потому как обновление их коллекций идет быстрее, что позволяет быстро организовывать выставки, тем самым представляя посетителю больше экспонатов. Сейчас музеям также все чаще приходится выполнять роль хранителей исторической правды и наследия прошлого. Частный музей более мобильный и может, например, воспользоваться помощью местного населения в вопросе создания какой-либо выставки на историческую тематику.
Во-вторых, роль музея заключается в стимулировании социальной сплоченности общества. Это может происходить через, например, мастер-классы, образовательные экскурсии и пр. В этом плане частному музею быстрее и проще создать новые экскурсии, семинары отчасти из-за быстрого обновления коллекций, отчасти из-за (как правило) более скромных размеров выставок относительно государственных музеев.
В-третьих, роль музея также заключается в творческом развитии населения. Это могут быть упомянутые уже экскурсионные программы, конкурсы, мастер-классы и др. Зачастую в частных музеях проходят не только экскурсии и выставки, в них также есть различные интерактивные программы, использование VR-технологий и пр. Так как пути финансирования у государственных и частных музеев разные, частному музею быстрее получить необходимые средства для своего развития.
В-четвертых, роль музея заключается в организации взаимодействия — культурного, социального, межпоколенного и пр. Коммуникация с музеем — это прежде всего процесс общения посетителя с музейным предметом. Кроме этого, коммуникация в музее происходит и между посетителями, и с сотрудниками музеев. Музей — это место общения. Частному музею проще преуспеть в налаживании коммуникации из-за своей мобильности, скорости адаптирования, быстрого технологического развития, как было указано выше.
Наконец, стоит упомянуть о важной роли частных музеев, которой лишены государственные. Частные музеи влияют на экономику через привлечение инвестиций, работу на аукционах. Предоставляя доступ к частным коллекциям, музей формирует пласт заинтересованных людей и коллекционеров. То есть придает себе дополнительный вес и значимость, следовательно, растет его инвестиционная привлекательность.
Пополнение коллекций частных музеев, в отличие от государственных, может происходить через аукцион. Кроме того, частные музеи зачастую узконаправленные. А значит, они сами представляют интерес для аукционов. На такие музеи ориентируются, это не просто рынок сбыта, но и возможность получить большие возможности.
Мы, маркетплейс Biletarium, сотрудничаем как с государственными, так и с частными музеями России. Мы видим свои задачи схожими с задачами музеев. Платформа Biletarium призвана стимулировать внутренний и въездной туризм в России, популяризировать национальные культурные ценности. Но, кроме того, мы стремимся предоставить музеям уникальные возможности — возможность е-коммерции, помочь музеям привлекать новых посетителей. Музей — это культура, история нашей страны, поэтому посещение музеев должно стать хорошей привычкой.
PRIVATE MUSEUMS IN RUSSIA
Now all over the world museums are mostly public, although there are also private ones. According to the catalog-registry of private museum and exhibition projects of the Russian Federation, created by the union of private museums and collectors, there are about 504 private museums in Russia.
The number of private museums continues to grow. Such museums are created and operate thanks to private initiative and at the expense of the founders. They are gaining more and more influence in the field of museums due to their exhibitional, educational, social activities. In addition, private museums contribute to the creation of a positive image of Russia abroad through the presentation of the country's culture and its achievements to the people of foreign countries.
Most often, private museums, which are a kind of reflection of the cultural and aesthetic interests of collectors, become private collections. The desire to show the world their collection, to make it accessible — leads to the appearance of private museums.
ROLE AND GOALS OF PRIVATE MUSEUMS
What is the difference between the role and goals of private museums and those of the public ones? One shall look at it from various angles.
First, the key role of museums is the preservation and promotion of cultural heritage. Private museums face up to this challenge sometimes even better than public ones as the renewal of their collections is faster, which allows to organize exhibitions quickly, thereby presenting more exhibits to the visitor. Nowadays, museums also more often have to play the role of custodians of historical truth and heritage of the past. A private museum is more mobile and can, for example, use the help of the local population in creating an exhibition on a historical topic.
Second, the role of the museum is to stimulate the social cohesion of society. This can happen through, for example, master classes, educational excursions, etc. In this regard, it is faster and easier for a private museum to create new excursions, seminars, partly due to the rapid renewal of collections, partly due to the (usually) decent size of exhibitions, in relation to state museums.
Third, the role of the museum also is the creative development of the population. It also can be the abovementioned excursion programs, competitions, master classes, etc. Often, private museums not only arrange excursions and exhibitions, they also have various interactive programs, use VR technologies, and so on. Since the ways of financing state and private museums are different, it is faster for a private museum to receive the necessary funds for its development.
Fourth, the role of the museum is to organize interaction cultural, social, intergenerational, etc. Communication with the museum is, first of all, the process of communication between the visitor and the museum object. In addition, communication in the museum also takes place both between visitors and between visitors and museum staff. The museum is a place of communication. It is easier for a private museum to succeed in establishing communication because of its mobility, speed of adaptation, rapid technological development, as mentioned above.
Finally, the important role of private museums, which state ones are deprived of, should be mentioned. Private museums influence the economy through attraction of investments and working at auctions. By providing access to private collections, the museum forms a range of interested people and collectors. That is, it gives itself additional weight and significance, hence its investment attractiveness grows.
Replenishment of collections of private museums, unlike public ones, can be done through an auction. Moreover, private museums are often narrowly focused. So, they themselves are of interest for auctions. Such museums are targeted by others, this is not just a sales market, but also an opportunity to get great opportunities.
We, as the marketplacee Biletarium, cooperate with both state and private museums in Russia. We see our goals as similar to those of museums. The Biletarium platform is designed to stimulate national and inbound tourism in Russia, to popularize national cultural values. But, in addition, we strive to provide museums with unique opportunities - the possibility of E-commerce, to help museums attract new visitors. The museum is the culture, the history of our country, so visiting museums should become a good habit.