Организация (проектировщик) в 2012 г. заключила госконтракт на проектирование объекта строительства с бюджетным учреждением, выступающим в качестве заказчика. Проектная документация была направлена на государственную экспертизу заказчиком, однако оплатить такую экспертизу государственный заказчик своим письмом просил проектировщика.
Оплата экспертизы не входила в смету на проектирование. Заказчик просил письмом оплатить аванс в размере 100% стоимости экспертизы в счет взаимных расчетов по госконтракту.
Заказчик на претензии не отвечает, деньги не перечисляет. Проектировщик имеет долг перед другой организацией, но расплатиться не может из-за отсутствия денежных средств, и предлагает уступить право требования к вышеуказанному заказчику на сумму долга.
Рассмотрим, можно ли в данном случае сторонней организации заявить иск о неосновательном обогащении или иск о взыскании долга.
Прежде всего отметим, что до 1 января 2014 г. — даты вступления в силу Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) (ч. 1 ст. 114 этого Закона) — отношения, связанные с закупкой бюджетными учреждениями товаров, работ, услуг, регулировались Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ) (ч. 1 ст. 1 указанного Закона). Соответственно, обязательства, вытекающие из договора на подготовку проектной документации, заключенного бюджетными учреждением для собственных нужд в 2012 г., должны подчиняться правилам, установленным Законом № 94-ФЗ.
В свою очередь, ч. 1 ст. 2 Закона № 94-ФЗ предусматривала, что законодательство Российской Федерации о размещении заказов, состоящее из данного закона и иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов, основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, (далее — ГК РФ), а ч. 1 ст. 9 этого же Закона прямо называла договоры, заключаемые бюджетным учреждением для обеспечения собственных нужд, гражданско-правовыми договорами. Согласно же нормам п. 1 ст. 382 и п. 3 ст. 420 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, вытекающего из договора, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.