Выяснили, что прямого запрета на использование зарубежных лицензий на момент публикации нет. Однако в России уже запрещена закупка иностранного ПО организациям, которые проводят торги по 223-ФЗ. С 1 января 2025 года госорганы не должны использовать иностранное программное обеспечение на объектах критической информационной инфраструктуры.
Текущие лицензии продолжат работать. Но они не будут обновляться, а компании не будут оказывать поддержку. Это повысит риск взлома и затраты на устранение ошибок.
Организации это может грозить утерей данных или их утечкой, нанести вред рабочим процессам и имиджу. Например, если персональные данные клиентов окажутся у злоумышленников, это может подорвать лояльность аудитории.
Поскольку лицензии на некоторые иностранные программы уже не продаются, их установку признают «пиратством». За незаконное использование программного обеспечения могут привлечь к гражданско-правовой, административной и даже уголовной ответственности
— компенсация до 5 млн рублей, лишение свободы до шести лет.
ПРИМЕР 1
Директора привлекли к ответственности за «пиратский» софт, хотя он не знал о его установке
Директора привлекли к уголовной ответственности за использование нелицензионного ПО. По словам подсудимого, он не знал, кто устанавливал программы, он лично никаких приказов и распоряжений на этот счет не давал.
Суд отклонил доводы директора. Единоличный исполнительный орган обязан знать, какое ПО установили в компании. Незнание директора о незаконном характере используемых программ — не основание для освобождения его от ответственности за «пиратский» софт (см. определение Свердловского областного суда от 15.05.2018 по делу № 22-3666/2018). Подсудимый получил два года условно.
ПРИМЕР 2
Системного администратора привлекли к уголовной ответственности
Системный администратор незаконно установил на рабочие компьютеры программное обеспечение. Суд посчитал, что он обязан знать порядок установки лицензионного ПО, так как непосредственно отвечает за техническое обслуживание и установку программного обеспечения в компании. Своими действиями системный администратор причинил ущерб ООО «1С» на общую сумму 1 млн 76 тыс. рублей, то есть в особо крупном размере. Его привлекли к уголовной ответственности по части 2 статьи 146 УК (см. постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2019 № 15АП-19930/2019 по делу № А32-51590/2018).