Ирина Аркадьевна Краева, ректор Московского государственного лингвистического университета:
— В современных геополитических условиях создание единого учебника по истории России — задача не просто прикладная, а стратегическая. Искажение исторических фактов, порой полная подмена понятий и ценностей — серьёзный вызов, который сейчас стоит перед нашим государством.
Современная историческая наука весьма многогранна, и изучение истории подразумевает не просто знание неких фактов и цифр, а в первую очередь — развитие аналитических навыков, критического мышления, логического анализа ситуаций. Безусловно, для разработки концепции такого учебника необходимо участие лучших специалистов, в том числе из Российской академии наук, имеющих научные труды по соответствующей тематике.
Для того чтобы подобный учебник удовлетворял потребности студентов разных направлений, он не должен быть перегружен фактическим материалом, вместо этого нужно уделять больше внимания причинно-следственным связям процессов и явлений.
Также целесообразно предварить каждый раздел курса кратким материалом, отражающим основные тенденции развития мировой цивилизации на рассматриваемом этапе её развития. Это позволит показать историю России в контексте развития всей человеческой цивилизации и отразить проявление в истории страны как общеисторических тенденций, так и их специфику.
Людмила Алексеевна Мокрецова, ректор Алтайского государственного гуманитарнопедагогического университета им. В.М. Шукшина:
— На наш взгляд, создание единого учебника по истории России для непрофильных направлений подготовки в бакалавриате необходимо. Для студентов, получающих профильное историческое образование, должна существовать вариативность учебников.
Вместе с тем создание единого базового учебника для непрофильных направлений подготовки, созданного с учётом современных методических требований и особенностей общественно-политических условий, значительно облегчит процесс преподавания истории в вузах. Кроме того, в рамках создания такого учебника должна пройти актуализация исторического знания, должны учитываться современные научные достижения в рамках исторической науки.