Первая Всероссийская научно-практическая конференция, ставшая открытой профессиональной площадкой для обсуждения актуальных проблем развития системы детских школ искусств и распространения эффективных моделей педагогических и управленческих практик, прошла в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума в 2016 г. Идея, принадлежавшая СанктПетербургской ДШИ им. М.И. Глинки, была поддержана Комитетом по культуре Санкт-Петербурга, и конференция, собравшая 320 участников со всех регионов России, состоялась. Ее решения послужили одним из импульсов для решения проблем детских школ искусств. Заработала национальная программа «Культура», закрывая самую «болевую» точку — материально-техническую базу: школы получают финансирование и покупают музыкальные инструменты, оборудование, учебно-методическую литературу. Началась передача ДШИ, находящихся в ведении органов местного самоуправления, в подчинение органам управления культурой субъектов Российской Федерации: крайне важно, чтобы школами искусств занимались учредители, понимающие их статус, культурную миссию и предназначение. Успешный опыт по передаче ДШИ в Свердловской области открывает новые возможности и для других регионов России. Передача ДШИ в 2019 г. произошла еще в ряде субъектов Российской Федерации — Чеченской Республике, Томской области и др.
«Стало очевидно, что проводить такие конференции необходимо, — анализирует результаты проделанной работы Алла Владленовна Никитина, директор СанктПетербургской ДШИ им. М.И. Глинки. — На организаторах конференции, которая проходила в рамках VIII Санкт-Петербургского культурного форума, лежала огромная ответственность, так как участники приехали из разных регионов России, чтобы рассказать о своих проблемах на столь престижной площадке.
В конференции, которая проходила с 14 по 16 ноября 2019 г., приняли участие 387 человек: представители органов управления культурой, ЦК Профсоюза работников культуры Российской Федерации, учредители детских школ искусств, руководители и преподаватели детских школ искусств, профессиональных образовательных организаций, руководители и специалисты методических служб, представители общественных организаций, средств массовой информации. География конференции представлена 116 населенными пунктами из 41 региона Российской Федерации. Это были три дня невероятно насыщенного, горячего обсуждения самых актуальных вопросов на высоком профессиональном уровне. Необходимо было понять и четко сформулировать проблемы, на которые необходимо обратить внимание Правительства Российской Федерации, Комитета по культуре Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации. Все это было сделано, и резолюция конференции содержит целый спектр актуальных вопросов и важнейших рекомендаций».