Начнем с определения. Дело в том, что «делегирование полномочий» и «делегирование задач» — разные термины. Правильно говорить не о «делегировании задачи», а «делегировании полномочий». Разберем эти главные термины.
Что такое «делегирование»? Делегат — это человек, который представляет чьито интересы, действует по доверенности от другого лица, интересы которого он представляет. А делегирование — это акт передачи полномочий, другими словами — оказываемое делегату доверие действовать от лица хозяина полномочий. А что такое «полномочие»? Это возможность чтото сделать, на когото повлиять. Мы живем, работаем в иерархических структурах, и основой для взаимодействия в иерархиях является влияние представителей верхних уровней на нижние уровни. Но вернемся к делегированию полномочий. По сути дела, это временная передача другому человеку права сделать чтолибо, чемто распорядиться или на когото повлиять.
При этом важно отметить два момента. Во-первых, не может быть бессрочного делегирования полномочий. Если такое произошло, то мы имеем дело с переходом задачи от одного сотрудника к другому в рамках осуществляемых бизнес-процессов.
Пример 1. Руководитель отдела маркетинга участвовал в мероприятиях, которые посещали представители государственных структур. Его задача заключалась в том, чтобы представлять интересы компании в регионах, знакомиться с представителями органов власти, рассказывать о проектах компании. Некоторое время в этих поездках руководителя сопровождал заместитель, который наблюдал за действиями своего начальника. С нового года руководитель был полностью поглощен новым проектом и функцию встреч с представителями госорганов решил делегировать своему заместителю. Тем более что подобный опыт у последнего уже имелся.
Делегат — это человек, который представляет чьи-то интересы, действует по доверенности от другого лица, интересы которого он представляет. А делегирование — это акт передачи полномочий, другими словами, — оказываемое делегату доверие действовать от лица хозяина полномочий.